Слава России. Исторический календарь профессора Григория Любимова - 21 марта
Модест Петрович Мусоргский родился в деревне Карево Тверской губернии в бедной дворянской семье.
До десяти лет М.П.Мусоргский воспитывался матерью в имении. Здесь же она начала обучать его музыке и игре на фортепиано. С 1948 г. Мусоргский жил в Петербурге, в 1852 – 56 г.г. учился в Школе гвардейских подпрапорщиков. Параллельно брал уроки музыки на фортепиано. Через два года после окончания Школы подпрапорщиков Мусоргский решил выйти в отставку и посвятить себя музыке.
В эти годы Мусоргский познакомился с молодыми композиторами А.М.Балакиревым и Ц.А.Кюи. Вместе с композитором Д.С.Даргомыжским и искусствоведом В.В.Стасовым они образовали кружок русских композиторов, метко названный В.В.Стасовым «Могучей кучкой». Этот кружок ставил своей целью борьбу за национальное русское музыкальное искусство. К этому времени Мусоргский не имел никакого музыкального образования, что сильно мешало ему в его стремлениях к композиторскому творчеству. Балакирев стал заниматься с ним теорией композиции. Уже в первых самостоятельных произведениях Мусоргский проявил яркую талантливость. Композитор Э.Ф.Направник, вспоминая об этом времени, писал: «Мусоргский … выделялся среди своих товарищей особенною самобытностью. Это был ценный самородок, не признающий никакой науки, почти неграмотный музыкально, реалист и музыкальный революционер, но всегда и везде – со своею собственной физиономией».
Шестидесятые годы XIX в. были для молодых русских композиторов годами необыкновенного подъема творческих сил. В могучую кучку влились А.П.Бородин и Н.А.Римский – Корсаков. Взаимное общение обогащало каждого из них. В эти годы Мусоргский работает очень много. Из под его пера выходят блестящие романсы и инструментальные произведения. Он набирался сил для решения основной задачи его жизни – создания оперы на сюжет из народной жизни.
В 1868 г. Мусоргский с жаром и увлеченностью начинает работу над оперой на сюжет «Бориса Годунова» А.С.Пушкина. Он работает очень быстро. Интересно, что в опере почти не использован поэтический текст Пушкина. Основное содержание оперы в стихах и прозе написано самим Мусоргским. Опера была закончена в 1869 г. и инструментована в 1869 – 70 г.г.
С восторгом принятая друзьями Мусоргского, опера «Борис Годунов» из–за своей самобытности и новизны прошла трудный путь на сцену. Ее премьера на сцене Мариинского театра состоялась только в январе 1873 г. Оценивая оперу, В. В. Стасов писал: «Опера «Борис Годунов» … есть одно из самых крупных произведений не только русского, но всего европейского искусства. Изображение народа является тут в таких формах правды и реальности, каких никто еще до него не пробовал… Еще больше, чем по поводу романсов 1866 – 68 гг. на тексты из народной жизни, надо сказать, что в сравнении с действующими лицами из «Бориса», все прочие личности из среды народа, представленные раньше того русскими композиторами, - пейзаны и условные куклы, и это – несмотря на всю психическую, иногда правду и красоту выражения, на всю общую талантливость музыкальных форм. Монахи Варлаам и Мисаил, хозяйка корчмы, мама царская, пристава (полицейские), юродивый, наконец, многие лица без имени в народных сценах и, всего больше, народные массы крестьян и баб в первом и последнем актах – все это типы небывалые еще в операх и в России, и по всей Европе. В сравнении с ними, даже лучшие народные хоры Мейерберга (не говоря уже о Глинке и Вагнере) идеальны, безличны, условны и не национальны. Такую близость к действительности, какую мы находим у Мусоргского в музыке, можно найти только в лучших народных картинах Гоголя и Островского. В этих сценах Мусоргский решительно равен им. Постижение истории, глубокое воспроизведение бесчисленных оттенков народного духа, настроения, ума и глупости, силы и слабости, трагизма и юмора – все это беспримерно у Мусоргского».
В 1872 г. Мусоргский начинает работать над новым грандиозным по замыслу произведением – оперой «Хованщина» - на сюжет, предложенный В.В.Стасовым. Болезнь привела к тому, что «Хованщина» была закончена только в 1880 г. и не была оркестрована автором. Уже после смерти Мусоргского ее оркестровку осуществил Н.А.Римский – Корсаков.
Либретто «Хованщины» написано Мусоргским. Действие оперы относится к одной из самых трагических страниц русской истории – церковному расколу в конце XVII в. Работая над оперой, Мусоргский собрал и обработал многие народные песни раскольников. «Хованщина» по своему содержанию и использованным автором музыкальным средствам была новаторским произведением. Один из главных действующих лиц оперы – народ, одушевленный единой идеей и действующий в период высочайшего напряжения своих духовных сил. Недаром «Хованщина» стала называться народно – музыкальной драмой, а не просто оперой.
Отношение современников к величайшим созданиям Мусоргского было неоднозначным. Молодежь и передовые деятели искусства с восторгом приветствовали творчество Мусоргского, его народный характер. С другой стороны, Дирекция императорских театров и высшее общество не воспринимали новаций Мусоргского и не могли оценить всего величия его таланта. Мусоргский тяжело переживал неприятие его произведений со стороны «официальной публики», и это послужило одним из источников его болезни и ранней смерти.
Последние годы жизни Мусоргского были омрачены тяжелой депрессией, вызванной непризнанием его творчества, одиночеством, материальными затруднениями, усугубленной пристрастием к вину.
В Третьяковской галерее в Москве находится блестящий портрет Мусоргского, написанный И.Е.Репиным в последние дни жизни композитора.
М.П.Мусоргский скончался 28 марта 1881 г. в возрасте 42 – х лет.
Творчество Мусоргского и его музыкальные принципы получили всеобщее признание только в начале XX в. Практически все выдающиеся композиторы XX в. испытали на себе его влияние. Сегодня программы крупнейших театров и концертных залов мира украшают произведения гения русской музыки.