Вспомним, что мы ученики: о Ветхозаветных чтениях Великого поста
Священное Писание в православном богослужении занимает одно из ключевых мест. Его исполнение обставлено особой торжественностью, позволяющей оценить всю важность содержания Слова Божия. Большую часть года в храмах еемы можем услышать преимущественно чтение отрывков из Нового Завета - Евангелий и Деяний святых апостолов или Апостольских посланий. Крайне редко, чаще всего накануне великих праздников, на богослужении исполняются избранные отрывки из Ветхого Завета, но ввиду довольно редкого их появления создается впечатление, что ветхозаветные тексты, за исключением Псалтири (о чем особый разговор), практически выпали из обихода церковного богослужения. Конечно, Новый Завет имеет особое, непреходящее значение для каждого христианина и всей Церкви, и потому вполне закономерно, что в течение года за богослужением он исполняется полностью, почти без опущений. Вместе с этим Ветхий Завет, составляющий большую часть Священного Писания, оказывается почти полностью «за бортом» православного богослужения. Все было бы именно так, если бы богослужение Великого поста ничем не отличалось от богослужения прочих дней года, что наблюдается в дни малых постов (Петрова, Успенского и Рождественского). Именно великопостное богослужение восстанавливает своего рода status quo в соотношении Новозаветных и Ветхозаветных текстов, употребляемых за православным богослужением.
На протяжении всей святой Четыредесятницы, за исключением субботних и воскресных дней, за богослужением практически всегда читаются исключительно отрывки из Ветхозаветных книг, и лишь в особо торжественные дни можно услышать чтения из Нового Завета. В отличие от избранных отрывков Ветхого Завета, которые читаются вне Великого поста накануне великих праздников, ветхозаветные чтения в период Четыредесятницы состоят из последовательного и практически полного исполнения нескольких книг Библии: Бытия, Притч Соломоновых, и книги пророка Исаии. Выбор именно этих библейских книг не случаен и во многом связан с историей появления и особым предназначением Великого поста.
С Великим постом, появившимся в первые века истории Церкви, очень скоро стали соединять оглашение - то есть подготовку новообращенных ко Крещению. Накануне Пасхи в Великую субботу обычно совершалось таинство Крещения, которому, согласно церковным канонам ,должно предшествовать изучение основ веры Христовой. В начале Великого поста, не позднее первых двух недель, желающий принять Крещение в Великую субботу должен был оповестить о своем желании епископа или священника, после чего в числе прочих оглашенных он должен был пройти целый катехизический курс. Чаще всего огласительный курс состоял из цикла бесед, посвященных последовательному изъяснению наиболее важных мест Священного Писания, первоначально Ветхого, а затем и Нового Завета. Из всей массы Ветхозаветных текстов были избираемы наиболее подходящие для этой цели отдельные фрагменты, и даже целые книги. Со временем чтение соответствующих отрывков библейских книг, на основе которых проводилась конкретная катехизическая беседа, стали совершать во время богослужения будних дней Великого поста, что не только служило делу оглашения новообращенных, но и назиданию прочих членов Церкви Христовой. Тем более в древности книги стояли очень дорого, поэтому часто для основной массы людей единственной возможностью, познакомиться с содержанием Священных книг, было услышать их чтение в храме. Так чтение отдельных книг Ветхого Завета, первоначально призванное ввести человека в христианскую традицию, стало нормой православного богослужения Великого поста.
Отрывки из Ветхого Завета, которые читаются во время совершения православного богослужения (за исключением Псалтири), в славянской традиции, получили название “паремии”, (от греч. πaροιμία т. е. притчи — по наименованию одной из самых популярных ветхозаветных книг —Притчи Соломоновы). Набор великопостных паремий, как и весь корпус Библейских чтений за богослужением, приобрел современный вид не позднее VIII века. Примерно тогда же появляются первые Паремийники – сборники богослужебных чтений из Ветхого завета. В греческой церковной практике аналогичные сборники называются “Профитологии”, т. е. книги Пророков. Позднее паремии для удобства стали включать в состав иных богослужебных книг, таких как Триоди и Минеи, в связи с чем, начиная с XIV века, Паремийник постепенно выходить из употребления. При появлении книгопечатания в XVI века потребность в этой книге была уже настолько невелика, что ее не стали печатать. Несмотря на это, порядок чтения великопостных паремий сохранялся строго и без каких бы то ни было изменений.
Так, во все будние дни Великого поста, начиная с понедельника первой седмицы и заканчивая пятницей шестой седмицы за богослужением исполняются три паремии. На шестом часе - отрывок из книги пророка Исаии, на вечерне - последовательно два фрагмента из книг Бытия и Притч Соломоновых. Эти книги, будучи избраны из дидактических соображений среди прочих книг Ветхого завета, для последовательного чтения в период Четыредесятницы, призваны напомнить каждому христианину, что несмотря на его возраст и опыт церковной жизни он всегда должен оставаться учеником. Книга Бытия – знакомит c христианским представлением о мире и человеке, грехопадении и ожидании спасения, а так же указывает первоначальные основания для закона Моисеева, веры в единого истинного Бога, Творца и Владыки всяческих, для нравственных предписаний и обрядовых установлений. Притчи Соломоновы учат основам христианской этики посредством ярких и лаконичных советов и образов. Книга пророка Исаии, предвещая «грядущее бытии Спасение» - пришествие в мир Христа, - призывает изменять образ своей жизни и правильно расставлять жизненные приоритеты, вновь и вновь возобновлять в своей памяти Божественные истины из этих книг, снова и снова переживать тот опыт становление в вере, который так дорог каждому из нас.
Особое своеобразие паремий будних дней Великого поста заключатся в последовательном изучении фактически целых книг Ветхого завета, что не характерно для богослужения иных дней года. Яркий пример этого - набор паремий Страстной седмицы, которые являются «дивным цветником» самых прекрасных и проникновенных Ветхозаветных чтений, удивительно точно иллюстрирующих страстной путь Божественного Страдальца. Об этом пойдет речь в следующей нашей публикации.