Три жеста Богородицы

На иконах, стенах храмов, миниатюрах изображения Благовещения, как правило, похожи в общих чертах. На первый взгляд кажется, что эта иконография не подразумевает какого-либо разнообразия: два «действующих лица» на фоне интерьера дома Иосифа Обручника в Назарете. Но если внимательнее присмотреться к произведениям на этот Евангельский сюжет, можно найти самые различные детали и трактовки. Например, замечали ли Вы, что Богородица изображается с различными жестами рук?
Росписи катакомб Присциллы. 1-я пол. III в. РимРосписи катакомб Присциллы. 1-я пол. III в. Рим

Сцена Благовещения встречается уже в росписях римских катакомб. На  фреске в катакомбах Присциллы, датируемой первой половиной III века, изображенный как юноша без крыльев архангел стоит перед сидящей в кресле слева от него Богоматерью. Он сообщает радостную весть, о чем свидетельствует так называемый «жест речи» его руки. Подобные жесты появились в искусстве задолго до возникновения христианства. Так в античный период изображались императоры, обращающиеся к народу, полководцы, ораторы, философы.

Триумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 гг. Рим. ФрагментТриумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 гг. Рим. Фрагмент

В ранних произведениях Богородица, как правило, изображалась за работой — Она прядет. Предание сообщает, что среди воспитанных при Храме девушек, был брошен жребий, и именно Марии выпало ткать драгоценную пурпурную завесу для святилища, которая позже разорвалась в момент смерти Спасителя на Кресте. Поэтому в руке Богородицы веретено, рядом стоит корзина с пряжей. Такой мы видим Ее в ряде изображений V - VI веков, например, на мозаике триумфальной арки римской церкви Санта Мария Маджоре (432-440 годы). Однако, композиция претерпела некоторые изменения: Богородица представлена фронтально, в соответствии с ритуалом византийского двора. Она одета в пышное златотканое одеяние с драгоценными оплечьем и поясом; прическа, украшенная жемчугом, напоминает прически знатных римских матрон и императриц. Эти детали призваны подчеркнуть не только происхождение Марии из рода царя Давида, но и Ее значение как Матери Господа, Царицы Небесной. Вокруг Ее престола несколько ангелов, один из которых изображен парящим в небесах. Появляется символическое изображение Духа Святого в виде голубя, сходящего на Пресвятую Деву, как иллюстрация слов Гавриила: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя...» (Лк.1:35). Все эти моменты усиливают репрезентативность, торжественность, пафос сцены, что характерно для программы мозаик Санта Мария Маджоре, разработанной в соответствии с постановлениями III Вселенского Собора, который закрепил за Пресвятой Девой именование «Богородица».

Софийский собор. Ок.1037г. Киев. Совмещенные фрагменты алтарных столбовСофийский собор. Ок.1037г. Киев. Совмещенные фрагменты алтарных столбов

Мотив работы с пряжей встречается во множестве произведений, как в иконах, так и в росписях стен. Особенную популярность эта деталь приобретает в XII веке благодаря появлению иллюстрированного миниатюрами текста «Гомилии Иакова Коккиновафского», в котором пересказывались детали предания. С веретеном и куделью в руках изображена Богородица на алтарном столбе Софийского собора в Киеве, на иконе-тетраптихе XII века из собрания Синайского монастыря. На последней Дева, сидящая спиной к архангелу, прекратила работу и обернулась, чтобы выслушать слова благовестия. Красная нить в Ее руках это не только передача конкретного момента Предания, это еще и четкое указание на таинство Воплощения, произошедшее после согласия Пресвятой Девы с Божественной волей, указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы Бог Слово, Сын Божий, воспринял Себе плоть.

Благовещение Устюжское. 30-40-е гг. XII в. ГТГ, МоскваБлаговещение Устюжское. 30-40-е гг. XII в. ГТГ, Москва

Особенно ярко догмат о Воплощении передан в новгородской иконе «Устюжское Благовещение». На лоне Богородицы изображен сидящий фронтально Христос Эммануил. Она как бы осеняет Его правой рукой, пальцы которой почти касаются Христа. Сверху вниз, из правой руки Приснодевы в левую тянется тонкая ярко-красная нить, которая воспринимается как символ таинственного зачатия, образ чистых кровей Богородицы, из которых соткалась пречистая плоть Спасителя. На глазах молящегося происходит описанное в тропаре праздника «начало нашего спасения и открытие тайны, предназначенной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы...».

Кафедра архиеп. Максимиана. 546-556 гг. Архиепископский музей, Равенна. ФрагментКафедра архиеп. Максимиана. 546-556 гг. Архиепископский музей, Равенна. Фрагмент

Иногда Богоматерь держит пряжу только в одной руке, вторая же свободна. Такой вариант представлен уже на одном из раннехристианских памятников — резной пластине из кафедры архиепископа равеннского Максимиана, выполненной из слоновой кости в 546-556 годах. Пресвятая Дева, одетая согласно традициям восточно-христианского мира в хитон и мафорий, держит веретено в левой руке, а правой рукой, поднятой к груди, указывает на Себя; этот жест демонстрирует происходящий диалог. Однако, движение кисти Богоматери в данном случае может быть интерпретировано не только как жест речи, но и как жест согласия, принятия Божественной воли, выраженной в словах архангела. В таком случае жест иллюстрирует Ее слова, в каком-то смысле ключевые для всей мировой истории: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Именно жест согласия представлен на прекрасной византийской мозаике церкви Успения в Дафни.

Мозаика ц. Успения в Дафни. Ок.1100г. Греция. ФрагментМозаика ц. Успения в Дафни. Ок.1100г. Греция. Фрагмент

Но жест руки Богоматери может быть иным. На пластинке слоновой кости из собрания Государственного Эрмитажа Богородица развернула кисть руки ладонью вперед. Это очень характерное движение условно можно назвать «жестом неприятия, отказа» который использован для передачи вопроса Богородицы «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34), то есть, в данном случае передается не отказ, а некоторое недоумение Богородицы, давшей обет девства и фактически не состоящей в браке. Этот вопрос Пречистой архангелу несколько раз звучит в каноне утрени Праздника Благовещения, например, в 5 песни так: «Разумети не могу Твоих словес известия: чудеса бо быша множицею, Божественною силою чудодействуема, знамения и образы законнии, роди же дева неискусомужне никогдаже». Такой «отрицательный» жест Марии часто встречается в византийском искусстве 8-9 веков. Следует отметить, что Богородица изображена стоящей рядом с седалищем, Она как будто только что встала навстречу архангелу, чтобы выслушать Божие повеление. Ученые отмечают, что появление такой трактовки может быть связано с строгим византийским церемониалом, согласно которому все указы и распоряжения императора выслушивались стоя. Традиция сохранилась до наших дней: в суде встают при оглашении приговора, стоя выслушивают приказы а армии.

Икона. Кон. XVIII в. ГосНИИР, МоскваИкона. Кон. XVIII в. ГосНИИР, Москва

С XII века в Западной Церкви распространился апокриф, согласно которому Богородица перед явлением архангела читала Священное Писание.  Изображение Богоматери, читающей Книгу пророка Исаии, стало типичным для этого праздника в западноевропейском искусстве, откуда, благодаря распространению гравюр, в XVII веке проникло на Русь. Богоматерь стала изображаться коленопреклоненной перед аналоем, или сидящей за столом с книгой, а Гавриил с райской ветвью или белой лилией — символом чистоты — в руке.

Оклад Евангелия. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, МиланОклад Евангелия. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан

В Восточной Церкви получил распространение вариант изображения Благовещения у источника. Предание сообщает, что Пречистая Дева сначала услышала приветствие архангела у источника (колодца) и поспешила в дом, где и произошло Благовещение. Этот иконографический вариант встречается уже в  раннехристианский период. В клейме оклада Евангелия, изготовленного во 2-ой половине VI века, Богородица представлена стоящей на коленях с кувшином в руке перед источником, бьющим из скалы.

Намек на «первое» Благовещение у источника присутствует на синайской иконе конца XII века, где на первом плане изображается водоем с многочисленными рыбками и всевозможными птицами. Сцена у источника часто использовалась в византийской и древнерусской храмовой декорации, например, в росписях церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (конец XIII века), собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502-1503 годы).



Читайте также: 

Днесь спасения нашего начало и свершениеДнесь спасения нашего начало и свершение

Днесь спасения нашего начало и свершение

7 апреля 2010
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале