"Кирилл и Мефодий": открытие фестиваля детских и юношеских хоров

В воскресенье, 10 апреля, в храме святой мученицы Татианы открылся III фестиваль детских и юношеских хоров «Кирилл и Мефодий». Участники конкурсных прослушиваний порадовали неожиданно высоким уровнем исполнения. В том, что православная хоровая школа - это не только молитвы, длинные юбки и постные лица, в ходе конкурса можно будет убедиться на примере 27 коллективов из Москвы и других городов России.

Известно, что культура в жизни среднего москвича занимает сейчас далеко не первое место. А хоровое искусство и вовсе становится в диковинку, причем не только для детей, но и их родителей, которые всерьез считают: хор, — да и вообще все, что по телевизору не показывают, — достояние узкого круга знатоков. Прослушивания в рамках первого дня конкурса заставили автора этих строк задуматься: может быть, поводов для не так уж и много?

 

Во вступительном слове настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов отметил, что по за прошедшие годы (фестиваль существует с 2009 года) значительно увеличилось количество участников, — в этом году число хоров приближается к тридцати. Расширяется и география фестиваля. Доброжелательная, в каком-то смысле совсем не конкурсная атмосфера располагает к общению, — и узнаёшь, что несмотря на явные нелады в системе образования, хоровые школы рождаются, развиваются — и в конечном счете показывают очень неплохие результаты. Соучредители конкурса-фестиваля - Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, домовый храм святой мученицы Татианы при МГУ и Школа духовного пения при храме мученицы Татианы.

 

Открыл первый день конкурсных прослушиваний концертный хор Школы духовного пения при храме мученицы Татианы. За прошедший год профессиональный уровень коллектива заметно вырос, в его репертуар — прежде ограниченный в основном «левохорными» богослужебными сочинениями — в этом году вошли «Венецианская ночь» Глинки и «Ave verum» Моцарта, но вначале, как бы напоминая о приближающейся Страстной неделе, прозвучал тропарь «Днесь висит на древе» С. Трубачева.

 

Хотя при исполнении светской музыки был допущен ряд стилистических огрехов, очевидно, что включение в репертуар светских сочинений — непременное условие дальнейшего профессионального роста коллектива. Это показывает и опыт хоровой школы в Красногорске: ориентированные на регулярное участие в богослужениях, хоры школы с успехом исполняют и светские сочинения.

 

Школа при Успенском храме Красногорска была представлена на конкурсе четырьмя коллективами. Отлично подобранный репертуар — особенно для младших хоров — опроверг расхожее даже среди профессионалов мнение, будто детский хор в состоянии петь только простую и в общем-то посредственную музыку, — лишь бы ее уровень был доступен детям. Каждый из коллективов не только продемонстрировал высокий профессиональный уровень, но и привлек внимание слушателей эмоциональностью своего исполнения, — качеством, которое всегда высоко ценится и которого явно не хватало двум — в целом неплохим — коллективам, выступившим во втором отделении.

 

Школа в Красногорске существует вот уже двадцать лет. Все начиналось с небольшой студии, где работали три молодых педагога. Сейчас там девять хоров и около трехсот учащихся из самого Красногорска и его окрестностей. На мой изумленный вопрос «откуда вы берете детей?» клирик храма Успения священник Павел Островский ответил, что делу обычно вредит недостаток информации. «По мнению многих юношей и девушек, да и многих родителей, школа при храме — это значит, что там поют только молитвы, ходят в длинных юбках и с постными лицами. При этом мало кто всерьез считает, что школа может жить насыщенной, интересной жизнью. Мы ездим на фестивали, много выступаем — в детских домах, колледжах, институтах. Людям нравится, они начинают интересоваться. Все только личным примером — иначе никак». Говоря о сложностях работы в школе, отец Павел подчеркнул, что «сложность всегда только одна – воцерковление». Сложно искренне и не давая повода для конфронтации рассказывать «о том, что главное в нашей жизни». Все остальное — значительно проще.

 

Праздничная атмосфера фестиваля в самом деле не располагала к размышлениям о том, сколько труда положено, чтобы сегодня дети пели и радовали своими улыбками слушателей. Хочется надеяться, что 13 и 15 апреля — во второй и третий день прослушиваний — уровень коллективов будет столь же высок, а атмосфера — столь же творческой.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале