Оксфорд как мрачное царство клерикализма

Группа студентов МГУ написала (и разместила в интернете) письмо, в котором они возражают против планов строительства на территории МГУ православной церкви. Оксфордский Университет (и надо сказать, не он один) претерпевает веками то самое бедствие, против которого возражают авторы — присутствие Церкви определенной конфессии. Та клерикализация, против наступления которой у нас протестуют, там является давно состоявшимся фактом общественной жизни. И что же? Великобритания — клерикальная диктатура, где тяжелая рука духовенства совсем задушила науки и искусства? В Оксфорде совершенно погиб дух взаимоуважения и плюрализма?

Группа студентов МГУ написала (и разместила в интернете) письмо, в котором они возражают против планов строительства на территории МГУ православной церкви. Подписанты приводят три основных довода: "1) В Российской Федерации церковь отделена от государства, и МГУ - светский государственный вуз. Считаем, что ситуация, при которой церковная власть пытается внедриться в структуру светского вуза, дискредитирует как общегражданские правовые институты, так и православную веру. 2) В МГУ обучаются люди самых разных национальностей и вероисповеданий. Подлинной гордостью Университета является дух взаимоуважения, царящий в его стенах. Как нам кажется, нельзя рисковать разрушением этой атмосферы научного братства. 3) Университет ... должен давать своим студентам как можно более широкий, плюралистический взгляд на окружающий мир. ситуацию, при которой Университет будет отдавать столь явное предпочтение одной конкретной конфессии, можно расценивать как парадоксальную и противоречащую самому духу университетского образования."

Что можно на это сказать? Одной из достопримечательностей Оксфорда является университетская Церковь святой Марии. Это — действующий, и весьма активный англиканский приход. Там служится Литургия, проводятся занятия по изучению Библии, проводятся студенческие встречи, на которых обсуждается, как жить по Евангелию в современном мире, и творятся другие вещи, которые повергают наших московских антиклерикалов в ужас и содрогание — во всяком случае, они не хотят, чтобы что-либо подобное происходило в МГУ. Оксфордский Университет (и надо сказать, не он один) претерпевает веками то самое бедствие, против которого возражают авторы — присутствие Церкви определенной конфессии. Та клерикализация, против наступления которой у нас протестуют, там является давно состоявшимся фактом общественной жизни.  И что же? Великобритания — клерикальная диктатура, где тяжелая рука духовенства совсем задушила науки и искусства? В Оксфорде совершенно погиб дух взаимоуважения и плюрализма? Атмосфера научного братства совершенно загажена гарью Костров Инквизиции? Люди неанглийской национальности и неангликанского вероисповедания бегут из Оксфорда со всех ног, спасаясь из этого мрачного царства, как выражался тов. Ленин, фидеизма и поповщины?

Похоже, что дело обстоит несколько иначе. Оксфорд является всемирно известным и одним из самых авторитетных научных и образовательных центров, куда стремятся попасть люди самых разных взглядов, языков и оттенков кожи, где светила мировой науки почитают за честь преподавать — и почему-то церковь святой Марии этому никак не мешает.

Было бы странно совершенно игнорировать такое требование научного метода, как верифицируемость — проверяемость  утверждений на фактическом материале. Если теория полностью противоречит наблюдаемым фактам, ее следует отклонить. Однако  наши антиклерикалы упорно провозглашают верования, явно противоречащие фактам — в частности, предвещают, что появление церкви в Университете приведет к бедствиям, которые почему-то нигде в мире, где церкви давно стоят в кампусах, не происходят.

В Оксфорде обучаются люди самых разных национальностей и вероисповеданий; более того, я не ошибусь, если предположу, что в Окфорде несколько больше русских студентов, чем в МГУ — английских.  Мешает ли этому Церковь? Почему-то нет. Помешает ли она этому в Москве? С чего бы?

Надо отметить и еще одну интересную особенность ссылок на "многоконфессиональность". О правах "многих конфессий" у нас почему-то больше всего радеют представители только одной, совершенно определенной конфессии. Борьбу против строительства православной церкви поднимают не баптисты и не католики, не иудеи и не буддисты — а воинствующие атеисты. Когда это "различные вероисповедания" успели наделить воинствующих безбожников полномочиями говорить от их имени? Нельзя не отметить и крайнюю ироничность ситуации — мы все помним, каково приходилось религиозным меньшинствам, когда атеисты были у власти. Наблюдать нынешнюю борьбу волков за права овец несколько даже удивительно.

Тот идеал светского общества, к которому апеллируют наши антиклериалы, осуществлен разве что в Северной Корее. В Окфорде (как и в Кембридже, и многих других ВУЗах) есть и университетская Церковь, и кафедры теологии. Конечно, желающим вольно выбирать себе Пхеньян в качестве путеводной звезды - но в мире есть и более достойные подражания примеры.

 

От редакции "Татьяниного дня": как уже заметили читатели сайта "Радонеж", можно упомянуть о двух православных храмах в Оксфорде, а также о том, что православный храм во имя Святой Троицы освящен в Пхеньяне пять лет назад.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале