«Золотое Руно» - отражение вечного во временном
После того как выставки отгремели в столице, а журнал закрылся, художников окрестили предвестниками русского авангарда. Как развивалась деятельность легендарного журнала, можно увидеть на выставке «Золотое Руно. 1906-1909. У истоков авангарда» в Третьяковской галерее.
Выставку уже называют одной из самых масштабных в этом сезоне. В залах галереи собраны более 200 произведений искусства. Куратор проекта - сотрудница Третьяковки Ида Гофман, которая давно занимается исследованием культурного феномена «Золотого Руна». Она, выступая по радио «Культура», сказала, что журнал в начале прошлого столетия не только приобретал значение как печатное издание, но стал идеологическим центром, который формировал новое художественное сознание.
Начался новый век - пришли новые люди. Они с жадностью следили за тем, как развивается искусство в Европе. Изучали импрессионистов, проникались символизмом и культурной жизнью парижских улочек, где царила атмосфера поиска и созидания. Она вырастала из личных переживаний мастеров, из драм и споров. Гоген, Дерен, Сезанн, Валлотон, Ван Донген творили в это время в Париже.
В Петербурге еще в конце XIX века сложился кружок первых символистов и модернистов. «Мир искусства» фактически возглавлял Сергей Дягилев, который в 10-е годы XX столетия занялся организацией театральных постановок в Париже «Русских сезонов». Деятельность мирискусников развивалась в двух направлениях: издание журнала «Мир искусства» и организация художественных выставок.
В Москве же был свой Дягилев. Николай Рябушинский, сын известного мануфактурщика и дельца, очень рано понял, что продолжение семейного дела не для него, и занялся благотворительностью. Николай Рябушинский пробовал участвовать в культурной жизни страны не только как меценат, но и как художник и даже поэт. Правда, стихи его не пользовались популярностью. Лучше дело обстояло с живописью. Известно, что он участвовал в выставках за рубежом. Но в историю Рябушинский вошел именно как благотворитель и организатор.
На выставке в Третьяковской галерее есть целый раздел, посвященный Рябушинскому. Цветная распечатка фотографии, имитирующая комнату мецената, качеством не отличается, но зато дает представление о вкусах владельца. Современники удивлялись его эксцентричности и страсти к ярким и дорогим вещам. У него была своя вилла. Ей даже придумали имя «Черный лебедь». Но лебедь сгорел, а с ним и большая часть полотен, собранных коллекционером. Однако уцелел известный портрет В. Брюсова кисти М. Врубеля. Художник плохо себя чувствовал и находился в сумасшедшем доме на лечении, но откликнулся на просьбу Рябушинского, написал портрет поэта.
Врубель - это ключевая фигура на этой выставке. Он был одним из самых талантливых художников своего времени. Предшествовал авангарду и сам же стал его апологетом. Первый номер журнала «Золотое Руно», который вышел в 1906 году, рассказывал о творчестве Врубеля. Последний номер, изданный в начале 1910-го, поместил на своих страницах некролог певцу «Демона» и «Лебедя». В Третьяковке выставлен и знаменитый портрет Брюсова и «Лебедь».
Логика экспозиции «Золотое руно» 1906-1909. У истоков авангарда» напоминает рамочную композицию литературных произведений. По периметру зала в хронологическом порядке располагаются картины и выдержки из журнала с сопутствующим разъясняющим текстом. Кстати говоря, текст оставляет желать лучшего, как в оформительском отношении, так и с точки зрения стилистики. Подчас интересные исторические факты «засушены». Зато здесь можно увидеть тех, кто создавал легендарный журнал. Бакст, Бенуа, Сомов, Борисов-Мусатов специально для «Золотого Руна» придумывали виньетки, разрабатывали шрифты, рисовали эскизы, наброски и законченные произведения на определенную тему. Можно увидеть и некоторые незавершенные картины, а это прозорливому зрителю даст представление о том, как велась работа мастеров.
Посреди залы располагаются работы художников-новаторов, которые публиковал, а потом и выставлял журнал «Золотое Руно». Уткин, Кончаловский, Петров-Водкин, Машков, Гончарова. И французские мастера: Руо, Ван Донген, Сезанн, Валлотон. Рябушинский по тем временам задумал революционный проект. Он хотел собрать под своим крылом всех самых талантливых писателей и художников. «Золотое Руно» было полноцветным изданием. 185 страниц были наполнены цветными снимками, пейзажами, виньетками, портретами самих авторов. Текст печатался золотым шрифтом на двух языках: русском и французском. Журнал продавался не только в России, но и в других культурных столицах: Лондоне, Нью-Йорке, Риме, Париже, Берлине. Кстати, цена его варьировалась от 1 рубля 70 копеек до 5 рублей 10 копеек. К сожалению, новаторские идеи не смогли окупить себя в то время. Журнал выходил целиком на средства Рябушинского. Доходы «Золотого Руна» составили 12 тысяч рублей, а расходы - больше 80 тысяч.
В первом номере журнала вышел манифест авторов. Они твердо верили, что жить без красоты нельзя. «Искусство - вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть - нельзя. Искусство - едино, ибо единый его источник - душа. Искусство - символично, ибо носит в себе символ, - отражение Вечного во временном. Искусство - свободно, ибо создается свободным творческим порывом», - под этим подписались известные символисты К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, З. Гиппиус, Д. Мережковский.
Журнал не боялся бросать вызов обществу и организовал конкурс «художественной, поэтической и религиозно-философской концепции».
Задуманное Третьяковкой интересно в эстетическом и историческом отношении. Правда, нельзя сказать, что на выставке ощущается бурлящая энергия творческих идей прошлого. Но громкие имена, собранные на Крымском валу, с лихвой искупят недостатки организаторов.