Духовное образование по лучшим образцам
- Отец Кирилл, в чем заключаются принципиальные отличия сложившейся в послевоенный период системы богословских ученых степеней Русской Православной Церкви от принимаемой сегодня Болонской системы?
- Необходимо сказать, что послевоенная система ученых степеней – кандидатская степень, магистерская и докторская – формировалась под влиянием светской системы образования, но с достаточной степенью спонтанности, так как в нее включались какие-то дореволюционные элементы, присущие духовным школам. То есть система была достаточно эклектичной, ей не доставало определенной целостности. Главная ее проблема – отсутствие признания со стороны государства, хотя эта сложившаяся система в значительной степени имитировала государственную образовательную систему.
При формировании новой системы ученых степеней мы ориентировались на два фактора. Во-первых, на систему ученых степеней, существующих в странах СНГ. Во-вторых, на международные ученые степени. Для нас главной проблемой было то, что между ними нет полного соответствия. В частности, между кандидатской и докторской диссертациями и западной диссертацией РhD (степень доктора философии). Единственный уровень соответствия – это уровень магистерских диссертаций. И то потому, что в государственной системе этот уровень был введен фактически с нуля, его не существовало в советское время.
В новой системе духовного образования останутся кандидатские и докторские степени, но требования к ним будут соответствовать требованиям, предъявляемых ВАКом. С одним «но»: требования к степеням в России касаются главным образом процедуры защиты диссертаций – именно это мы и сохраняем. В европейской системе больше внимания уделяется тем компетенциям, которые студент должен приобрести и продемонстрировать в итоге, написав диссертацию. В этом аспекте мы ориентируемся на основы Болонского процесса. Другими словами, мы фактически разводим два аспекта: процедуру защиты и компетенции, получаемые в результате. В первом аспекте, процедурном, мы ориентируемся на российские светские требования. А во втором аспекте ориентируемся на западные стандарты.
Также Общецерковной аспирантуре и докторантуре мы вводим полноценные диссертации научной степени PhD, доктора философии. Осуществляться это будет в партнерстве с некоторыми западными университетами: мы готовы подписать договоры о совместных магистерских и докторских диссертациях, которые полностью будут соответствовать западным требованиям. Мы будем выдавать дипломы европейского образца.
Вот в общих чертах та система, которую мы собираемся в скором будущем внедрять.
- Насколько Болонская система образования эффективнее сложившейся? Какие положительные результаты может принести адаптация под нее духовных школ Русской Православной Церкви?
- Мы не говорим о том, что мы применяем у себя принципы Болонского процесса. Мы только в некоторой степени ориентируемся на них – так же, как и светская система образования в России. Мы лучшее берем и это лучшее пытаемся синтезировать с нашими установками, нашими традициями. Собственно говоря, та системы, которую мы будем осуществлять, носит характер синтетический. В ней соединены элементы светской российской системы, европейской системы образования и лучшее, что есть у нас самих. Безусловно, заимствуя что-то в Европе, мы ориентируемся на то, что нам полезно, то, что нужно нашей духовной системе образования.
Европейская система не является идеальной, но в ней есть много полезных и важных элементов, которые мы хотели бы у себя воплотить, при этом не отказываясь от того хорошего, что есть у нас.
- Как будут соотноситься между собой Общецерковная аспирантура и духовные академии, в чем специфика каждого из этих путей?
- Все эти учебные заведения являются частью единой системы духовного образования. Тем не менее, у каждого учебного заведения, входящего в эту систему, может быть собственная специфика. В частности, Общецерковная аспирантура и докторантура уделяет особое внимание подготовке специалистов в области внешних церковных связей. Особенностью аспирантуры является также то, что пока только тут будут осуществляться магистерские и докторские программы совместно с западными университетами. Общецерковная аспирантура в этом смысле строится по примеру лучших западных европейских университетов.
Мы надеемся, что опыт Общецерковной аспирантуры будет полезен и для других школ, которые входят в систему духовного образования и которым тяжело меняться быстро. Мы рассматриваем Общецерковную аспирантуру как некий питомник, лабораторию, в которой мы в полной мере и в ускоренном темпе намереваемся осуществлять положения новой системы духовного образования с тем, чтобы затем применять приобретенный опыт в других духовных учебных заведениях.
- Как скоро будет внедрена новая система?
- Решение Священного Синода по этому вопросу принято. Мы надеемся, что уже со следующего учебного года некоторые элементы новой системы будут применяться на практике. В частности, Московская духовная академия и семинария сейчас активно разрабатывает новые бакалаврские программы, а мы в Общецерковной аспирантуре и докторантуре планируем уже со следующего учебного года запустить полноценную магистерскую программу. Что касается диссертаций, то мы начнем уже со следующего года повышать требования к ним во всех учебных заведениях, где пишутся научные работы.
Также мы будем переходить на штатную оплату труда преподавателей духовных школ. До сих пор у нас практически все педагоги получали вознаграждение в зависимости от прочитанных лекций. При штатной же системе оплаты труда они будут полностью вовлечены в жизнь духовного учебного заведения. За этим последуют и иные перемены. Однако когда новая система полностью заработает – я говорить не берусь.