«Святая Русь» - выставка, которая не повторится
Пресс-конференция |
«Все спрашивают: какой экспонат самый уникальный? А я не могу выбрать: они все уникальные», - признается Ирина Лебедева журналистам.
Правда, на один предмет советует обратить особое внимание – упомянутый едва ли не во всех сообщениях о выставке экспонат из Лувра, оплечье (армилла) с изображением Воскресения – Сошествия во ад, составлявшее, как предполагают исследователи, часть парадного облачения князя Андрея Боголюбского.
На пресс-конференции она подчеркивает, что экспозицию удалось собрать благодаря участию французских коллег: в 2010-м году к открытию года России во Франции и году Франции в России было решено показать в Лувре, что представляет собой древнерусское искусство. «Святая Русь» как раз открывала цикл мероприятий, посвященных русско-французским отношениям.
В Париже выставку представляли людям, почти не знакомым с культурой Древней Руси, поэтому, как объяснил хранитель выставки «Святая Русь» в Лувре Жанник Дюран, и выстроили ее в хронологическом порядке. В Лувре организовать для посетителей постепенное знакомство с экспонатами было очень удобно: экспозиция размещалась в анфиладе залов.
На выставке |
В Третьяковке же, как заметила Ирина Лебедева, принцип расстановки экспонатов другой – не по хронологии, а по темам. К тому же, здесь «Святая Русь» занимает один большой зал, так что посетитель может смотреть ее в какой угодно порядке. Впрочем, для тех, кто хочет следовать логике организаторов, выпустили буклет-путеводитель по экспозиции.
По задумке организаторов, пространство зала разделено на семь «секторов», каждый из которых посвящен какой-то теме: Крещению Руси, почитанию Богородицы, почитанию святых, монастырям, устройству храма, христианству в повседневной жизни и взаимоотношениям Церкви и государства.
Оплечье. Около 1170–1180-х годов, музей Лувра |
Четких границ между этими «секторами» нет, но если есть желание, очень удобно проследить, к примеру, как изменялась манера писания богородичные икон или как изменялись наперсные кресты, которые носили наши предки.
Ирина Лебедева отметила, что уникальность экспозиции – в том, что в ее создании принимали участие архивы, которые нечасто участвуют в выставках.
Именно архивный документ – грамота 1589 года об учреждении патриаршества на Руси – стала настоящей «изюминкой» выставки. Накануне официального открытия, то есть 24 мая, экспозицию осмотрели Патриарх Кирилл и Светлана Медведева. Об экспонатах им рассказывала сама Ирина Лебедева и выстроила экскурсию так, что последним из показанных предметов стала эта самая рукопись. Увидев ее, патриарх заметил, что у сегодня это постановление действительно.
По словам Лебедевой, для нее самой стало неожиданным открытием то, что художественный экспонат является действующим до сих пор юридическим документом.
Она сказала, сделанная копия рукописи будет использоваться как юридический документ.
Книга пророков с толкованиями. Интерактивный вариант |
Часть экспонатов – старинные книги. Конечно, такую книгу (это понимают и организаторы и кураторы выставки) всегда интересно если не почитать (многие ли из нас сумеют разобрать текст?), то хотя бы полистать и рассмотреть цветные миниатюры. Конечно же, это невозможно: не каждого специалиста допустят до работы с такими книгами. Решение нашлось: книги отсканировали. На выставке каждая книга помещается в витрине, раскрытая на определенной странице, а рядом с ней – экран, на котором книга пролистывается в автоматическом режиме. Если хочется «полистать» электронную версию самому, вчитаться в текст и разглядеть картинки, это можно сделать у одного из сенсорных экранах, которые также есть на выставке, или же на сайте.
Возможность прочитать старинный фолиант целиком – это замечательно. Но, когда вспоминаешь, как сильно приходится разгибать книги, чтобы отсканировать их в редакции, невольно задумываешься: «Неужели не было страшно сканировать эти старые книги, которые и в руки-то дают далеко не всем?».
«Рукописи нам не принадлежат, мы сканирование не занимались, это шло через Министерство культуры, - рассказала «ТД» Ирина Лебедева. - Мы получили уже готовые материалы в виде той мультимедийной программы, которую представляем. Это вопрос, конечно, сложный. Конечно, всем страшно, все боялись. Это нормально. Но если это не сделать хотя бы один раз, то тот доступ к информации и культурным ценностям, который у нас провозглашен, становится невозможным. Поэтому, сделав это один раз, можно бережно хранить рукописи и показывать уже электронную версию».
Синодик. Середина XVII века, ГИМ |
За комментарием мы обратились к Владимиру Определенову, заместителю генерального директора группы «ЭПОС», которая занималась оцифровкой экспонатов.
«Наша компания развивается разработкой и оптико-электронных приборов специального назначения. И одним из направления является разработка электроники для высокоточной регистрации изображений произведений искусства. В этот комплекс входит в том числе и система безопасности для работы с произведениями искусства. Мы имеем сертификаты и заключения лабораторий реставрации и консервации о том, что можем работать с законсервированными произведениями», - пояснил Владимир Определенов.
К слову, это не первый опыт сканирования старинных книг. Коллеги Определенова начинали с Федоровского Евангелия XV века около 5 лет назад, и оцифровали немало рукописей из архива Всероссийской государственной библиотеки. На сегодняшний момент оцифровано около 100 рукописей, в том числе законсервированных. Частично они изданы.
На выставке представлены едва ли не все области жизни Руси: 6сть уникальные погребальные покровы, складни для икон, керамика…
Правда, «за кадром» осталась музыкальная культура: посетитель не увидит нотных записей и не услышит песнопений, но ведь все охватить и невозможно. Своими впечатлениями об экспозиции с читателями «ТД» поделился Алексей Пузаков, руководитель Синодального хора, который принимал участие в открытии выставки:
Икона-складень. Крест и предстоящие праздники. 1456 год, СПМЗ |
«Удивительное чувство охватывает, когда попадаешь в зал, в котором проходит выставка. Подходишь к иконам, смотришь - и нужно время, чтобы присмотреться, и тогда возникает чувство, что находишь не на земле, а в каком-то другом измерении, и начинаешь понимать слова «Святая Русь». Это та Русь, которая сходит с неба и одновременно помогает человеку приблизиться пусть к самой первой ступени к святости, которой были проникнуты творцы этих произведений, наши предки. Особенно меня поразил иконостас конца XV века из Кирилло-Белозерского монастыря. Удивляешься необыкновенной духовной высоте, которая была присуща нашим предкам и духовным предшественникам».
На пресс-конференции протоиерей Николай Ким, представитель председателя ОВЦС, сказал о том же: «Выставка производит потрясающее впечатление».
Он предположил, что, увидев экспонаты, иконы, посетители захотят больше узнать о культуре Руси, и «обращение к иконе заставит задумать о важных вопросах жизни, благовести Христовом, которое призвана хранить Церковь».
Но могут возникают и другие вопросы. Например, почему на экспозиции с названием «Святая Русь», посвященной именно христианской Руси, присутствуют сделанные из рогов сосуды и металлические кольца из курганов – языческих захоронений. За объяснениями мы обратились к Ирине Лебедевой:
Предметы погребального инвентаря кургана Черная могила, |
«Начало выставки связано самой историей крещении Руси, и представить тот перелом. Переход от языческой культуры к христианской было необходимо, чтобы вести со зрителем разговор о том, как это происходило. Чтобы дать возможность представить, как это происходило, надо было показать и языческую культуру, которой жила Русь до крещения».
Такая масштабная выставка – дорогостоящий проект. Ирина Лебедева отметила, что в организации не участвовали спонсоры: финансирование было исключительно государственным, а партнером выступало Министерство культуры РФ.
Планируется, что после Москвы экспозиция отправится в Санкт-Петербург.
Выставка «Святая Русь» продлится с 26 мая по 14 августа.