Глава университета против разрушения Высшей школы
Журналисты - кстати, в основном в зале собрались ребята студенческого возраста - активно задавали вопросы. Встреча с ректором - возможность поставить точку во многих дискуссиях: о дипломах юристов, о конфликтах на соцфаке, о посте Президента МГУ. Другие проблемы пока нельзя считать решенными: на наших глазах происходит становление олимпиадного движения, вводится ЕГЭ, до сих пор не все понимают, что такое «двухуровневая система образования».
Спрос рождает предложение
Виктор Антонович начал свое выступление с описания основных тенденций, существующих на данный момент в российской высшей школе. Мы, несомненно, переживаем период реформ. Как всякие изменения, они имеют положительные и отрицательные стороны. Лучшими были бы реформы, вызревающие внутри корпорации - но как редко такое бывает, - посетовал ректор.
Спрос на образование сейчас очень велик. Если раньше можно было сказать, что почти каждый школьник после выпускного бала хотел бы продолжать учебу, то теперь можно сказать: каждый школьник хочет поступить. Высшее образование стало просто услугой, а платные услуги оказывают почти все, кто хочет. Это печально: ведь человек будет просто обманут, если будет считать, что получил высшее образование, а на самом деле мало чему научится. Сейчас в России около 3200 вузов и филиалов, а в советские времена было около 700. Особенно заметно, что рынок труда стал тесен для всех юристов, которых подготовлено около 700 тыс. человек. А ведь плохой юрист - как плохой врач, к тому же навредить он может не только отдельным людям, но и организациям и целым сообществам.
Этот перекос существует, и его надо исправлять, - сказал В. А. Садовничий. Главный путь здесь - более обдуманное лицензирование вузов, дающих платное образование. Значительно сокращать количество гуманитариев, в том числе и юристов, среди студентов традиционных государственных учебных заведений, никто не намерен.
Не копировать Болонскую систему
Мы имеем свою, развитую высшую школу, и разрушать ее ради сходства с зарубежной образовательной системой не будем, - таков был лейтмотив выступления ректора МГУ.
Например, открыто уже около 60 Инновационных университетов. Это значит, что утроились вычислительные мощности в вузах. Многие наши университеты оснащены если не лучше, то уж точно не хуже зарубежных.
Даже достижения, если они просто копируются с чужих образцов, не пойдут на пользу - и поэтому Болонский процесс не должен стать строительством на руинах отечественной системы. Если почитать документы Болонского процесса, мы увидим, что в них и не предполагается механический перенос чужеродной системы на новую почву. По словам Виктора Антоновича, копировать чужие методы без изменений готовы только чиновники - они и предписывают сейчас российской высшей школе те рамки и нормы, которые ей не свойственны.
Мы будем впитывать хорошее, но не копировать, - повторил академик. - Ректор Болонского университета сам жалеет, что органичная для Болони система навязывается и копируется по всему миру, не сообразуясь с тем, что уже существует в других регионах.
Кто будет строить мосты?
Болонский процесс предполагает переход на двухуровневую систему образования: через четыре года человек становится бакалавром, а те немногие, кому удается продолжить обучение, еще через два года получают степень магистра. Впрочем, будет ли это лучше для России - пока остается вопросом.
Тем не менее, как сказал В. А. Садовничий, некоторый компромисс был достигнут: система обучения специалистов сохранится. Да, их будет мало. Да, направлять на получение образования по старой системе будет едва ли не Правительство. Но «специалистов» не постигнет судьба мамонтов.
«Мы напрасно разрушали - и почти разрушили - систему профтехучилищ», - сказал ректор. Теперь у нас нет целого поколения специалистов в совершенно необходимых сферах. И зря мы разрушаем систему инженерного образования: таких же специалистов не готовят нигде в мире, но скоро мы можем оказаться перед необходимостью нанимать инженеров из-за рубежа, чтобы строить мосты в пределах нашего Отечества.
ЕГЭ: «да / нет / другой ответ - олимпиада»
Закон о Едином государственном экзамене принят, но вступает в силу с 2009 года. Таким образом, текущий год - переходный, еще будут исключения.
В Закон включена возможность организации Всероссийского олимпиадного движения - а это возможность отбора талантливых ребят без учета результатов ЕГЭ. Уже есть приказ министра образования, уже есть бюро Совета олимпиадного движения России. Виктор Антонович рассказал о том, что приглашения войти в Совет олимпиадного движения получили не только ректоры и чиновники, но и просто люди известные и авторитетные - те, кому доверяет страна. «Вы все их знаете», - заверил Садовничий, не тратя времени на называние имен.
Уже собрано шесть тысяч предложений от всех вузов России. Идет классификация уровней олимпиад и льгот для победителей: какая олимпиада откроет двери тех или иных вузов школьникам. Так или иначе, планируется, что 10-15 % самых талантливых школьников смогут стать студентами независимо от результатов ЕГЭ.
Закон допускает и наличие целого перечня вузов, где ЕГЭ учитываться не будет. Это необходимо, чтобы не усреднить подход к абитуриентам. Может быть, человек не знает точного ответа на вопрос теста, но способен прийти к гениальному открытию. Может быть, он ошибается в вычислениях - некоторые великие математики даже школу не смогли удовлетворительно закончить... Но пропустить талантливого школьника, потерять Колмогорова, если он поставит галочку не в ту клеточку, - это опасность для всей системы высшей школы.
Экзамены переходного года
В апреле уже пора хорошенько подумать о форме вступительных экзаменов. Те, кто намерен подавать документы в Московский университет, могут морально готовиться к следующему. Все экзамены, которые были в прошлом году, будут проводиться и в этом. Стоит только открыть справочник для поступающих, хотя бы и прошлогодний, - и вы все увидите. Вузы Москвы должны засчитывать результаты ЕГЭ по предметам, которые школьники столицы сдают в этой форме в обязательном порядке - по русскому языку и математике. Документы о результатах ЕГЭ подаются в числе других документов абитуриента - вместе с аттестатом, и лежат в приемной комиссии до конца вступительных испытаний. Потом экзаменационные оценки, поставленные преподавателями МГУ, пересчитываются в стобалльную шкалу и складываются с количеством баллов по ЕГЭ. Если же абитуриент приехал из региона, где ему не пришлось сдавать Единый экзамен по этим предметам, или закончил школу не в этом году, то после экзаменов в МГУ он сможет сдать и ЕГЭ.
Кажется, нет никаких проблем; а все же автор этих строк облегченно вздохнул: я поступала через два года после окончания школы, и если навык связно излагать свои мысли в сочинении, да и умение рассуждать не утрачивается за такой срок, то способность заполнять длинные каверзные тесты, ориентированные на подробности и детали... Кажется, поступать в этом году будет далеко не так легко, как в «старые добрые времена».
Продолжение следует...