«На пути в Дамаск». Часть 2
Поэтому я желаю всем иметь чистое сердце, ибо все, такое сердце имеющие, Бога узрят. Моими наилучшими учителями были не богословы и не священнослужители, а те люди, которые прошли испытание неверием.
Мы продолжаем нашу беседу с ученым-физиком, сотрудником Национального Аэро-Космического Агентства США (NASA) в прошлом, а ныне митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Николаем, председателем Комитета по биоэтике Элладской Православной Церкви.
- Если смотреть на Церковь как на институт, который действует в миру, то он может и наверняка должен влиять на происходящие процессы. Но главная цель Церкви - это не попытка изменить какие-то общественные устроения. Главной целью Церкви является помочь людям, в том числе и молодым людям, своим духовным чадам не потерять веру в сердцах.
Особенно это актуально в связи с тем, что современная медицина и технологии очень активно и достаточно глубоко вмешиваются в жизнь общества и каждого человека. Так, к примеру, впервые в истории человечества человеку, который потерял свои собственные органы, в тело вкладывают органы, ему не принадлежащие. Современная медицина научилась воздействовать даже на время наступления смерти. Представьте себе, ребенок рождается с множеством проблем и болезней, а современная медицина в состоянии сохранить ему жизнь, отдалить час его смерти, но вместе с тем обрекает его на существование, которое, по сути, будет являться адом при жизни. Некий человек, который имеет раковую опухоль высокой степени, должен скоро умереть. Но сейчас изобретены такие способы лечения, которые продлевают жизнь этому человеку, и каким-то образом он продолжает существовать. Тут же возникают серьезные проблемы пересадки органов и эвтаназии. И пересадка органов, и эвтаназия имеют очень сильную экономическую подоплеку. Подобные проблемы мы имеем и с зарождением человеческой жизни. Никогда раньше мы не предполагали, что жизнь человека может зарождаться вне человеческого тела. Раньше невозможно было представить себе, что эмбрионы находятся вне организма матери, а сейчас в современном мире миллионы зачатых и развивающихся эмбрионов находятся в лабораториях в замороженном виде. Возникает вопрос: а это на самом деле люди или нет, те, кто там заморожены? Необходима ли, полезна ли такая наука, когда она дает жизнь человеку, а человек из-за этого страдает? Может ли человек сам решать, кому дать для жизни органы, а кому эти органы не дать? Если посмотреть с другой стороны, как замечательно, когда люди, которые не могли иметь детей, получают такую возможность, а те, кто был при смерти, благодаря новым, пересаженным органам, продолжают жить. И вот здесь возникает вопрос: имеют благословение Божие такие опыты или нет?
Сами врачи и пациенты, которые в своей каждодневной жизни сталкиваются с этими проблемами, задают вопрос Церкви о возможности использования подобных технологий. Они задают себе вопрос: а не поступают ли они вопреки Божественному промыслу, используя подобные технологии? Не получится ли так, что они приобретут ребенка, но из-за этого потеряют связь с Богом? И поэтому Церковь приходит к таким людям и в смирении пытается просветить их в том незнании, в котором они пребывают. И если через этих людей, которым Церковь пытается помочь в их конкретных проблемах, она может воздействовать и на общественное устройство, то это тем более принесет пользу.
В Греции нам удалось создать серьезный исследовательский Центр биоэтики и высококомпетентную комиссию при Священном Синоде Элладской Церкви. Разработана целая программа биоэтики, которую, поверьте, не создал еще пока ни один университет мира. Ее признали государственные структуры, академия и университеты. Эта программа не является школьной или университетской, она предполагает более высокий уровень, и поэтому к ее изучению приступают выпускники университетов в дополнение к тем знаниям, которые уже имеют. Мы работаем по системе семинаров, конференций, ведем обширную издательскую деятельность, к тому же создаются отдельные группы, которые специализируются в конкретных областях. Официальные тексты, которые были разработаны Священным Синодом по вопросам биоэтики, можно найти в Интернете на греческом, английском, французском языках, в скором времени они будут выложены и на русском языке. Очень хорошо было бы, чтобы эти тексты появились в Интернете на официальном сайте Русской Православной Церкви.
- Владыка, пример вашей жизни может вдохновить многих и многих русских людей, которые утеряли веру за годы безбожия в России и сейчас терзаются сомнениями. Что бы вы могли посоветовать тем, кто ищет Бога?
- Те люди, которые ищут Бога разумом и думают, что Господь через разум приходит в них, не найдут Бога, потому что такого Бога не существует. Нет Господа, которого можно доказать логикой. Истинный Бог выходит из сердца с помощью веры. Несколько лет тому назад я читал, что в Советском Союзе, а это было и в Греции со стороны коммунистов, издевались над одной из заповедей блаженств: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Эта евангельская фраза из блаженств говорит о том, что Бога может увидеть тот, кто имеет чистое сердце.
Поэтому я желаю всем иметь чистое сердце, ибо все, такое сердце имеющие, Бога узрят. Моими наилучшими учителями были не богословы и не священнослужители, а те люди, которые прошли испытание неверием.
- А тем, кто уже нашел Бога, как не потерять Его, не впасть в равнодушие и через всю жизнь пронести горение сердца?
- Для таких людей, может быть, было бы полезно временами вновь сомневаться в Боге, и тогда, возможно, они вновь почувствуют смирение. Ведь иногда случается так, что человек приходит в Церковь и внезапно теряет связь с Богом. Думаю, что лучше со смирением сомневаться в Божественных истинах, чем гордо и самодовольно хвастаться своим пребыванием в Церкви.
Когда я жил в Америке и читал Достоевского, Толстого, Солженицына, у меня возникло сильное желание прочитать этих писателей в подлиннике. Я начал изучать русский язык. Всегда я чувствовал и чувствую особую любовь к России, возможно, поэтому мне удалось в своей митрополии создать русский приход. Удивительно, что именно этот приход я считаю самым лучшим приходом. Мы служим по старому стилю, как и в России. Церковь украшена, как русские храмы, и всё, абсолютно всё в ней отвечает русским традициям.
- Если кто-то из наших читателей окажется в Афинах, владыка, как им найти ваш храм?
- Должен сказать, что каждый, кто прилетает в афинский аэропорт и делает первый шаг по греческой земле, попадает как раз в мою митрополию. Наша церковь освящена в честь Божией Матери Шумела, чудотворная икона Которой находилась в Малой Азии. Район, в котором расположен русский храм, называется Мениди. Хочу еще раз подчеркнуть, что именно эта церковь стала самым лучшим приходом в митрополии, и я туда с огромнейшей радостью прихожу и внутренне умиляюсь и смиряюсь.
- Русская Церковь - это та Церковь, которая сегодня выходит из эпохи новомучеников. Как и ранняя Церковь после окончания периода исповедничества очень скоро оказалась раздираемой различными ересями, так и Русская Церковь, прошедшая испытание мученичеством, должна быть сегодня очень осторожна и внимательна, чтобы не впасть в другое искушение, которое может последовать за этим благодатным периодом. Таким искушением может оказаться обмирщение Церкви.
- Благодарю, вас, владыка, за вашу необыкновенную любовь к русскому народу, которая, конечно, не может не тронуть наших сердец. В завершение беседы испрашиваю вашего архипастырского благословения нашим читателям!
- Русский народ имеет своих прекрасных владык, которые благословляют его. У вас есть святые отцы, которые денно и нощно молятся о вас. Поэтому я приехал не благословлять, а научиться у вас вашей вере. Мне бы очень хотелось ту благодарность и то благочестие, которое я вижу в вашем народе, преобразить в себе так, чтобы это стало моей молитвой о вас. Поэтому вместо моего благословения я призываю благословение Божие, чтобы Господь обеими руками Своими благословил вашу страну, весь русский народ и каждого из вас!
Переводил Иван Дяченко