Прообраз Пасхи
Лазарева суббота предшествует Страстной седмице и непосредственно Неделе Входа в Иерусалим. С одной стороны, это объясняется тем, что, согласно Евангелию от Иоанна, эти события происходили одно за другим. С другой - воскресение Лазаря имеет символическое значение и не случайно располагается так близко от Пасхи.
Понять смысл эпизода воскресения Лазаря может помочь толкование, которое дает епископ Кассиан (Безобразов). Он говорит о том, что можно провести параллель между воскресением Лазаря и Воскресением Иисуса Христа: если в страстях Христовых, как это ясно указывает Иоанн (ср. 12, 23-33; 13, 31-32; 16, 1 и слл.), совершается прославление Господа - прославление в уничижении и смерти, то и Марфе у гроба Лазаря Христос предвещает явление славы Божией (11, 40, ср. ст. 4).
Больше того. Когда Мария поспешала на зов Учителя (11, 28-29), пришедшие к сестрам иудеи думали, что она пошла плакать у гроба. И в радостный день Воскресения другая «Мария стояла у гроба и плакала» (20, 11). Женщины у гроба Лазаря и женщины у гроба Распятого. Камнем закрыт вход в могильную пещеру друга и в могильную пещеру Учителя (11, 38 и слл. ср. 19, 41 - 20, 1). И когда Господь воззвал Лазаря, то «вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком» (11, 44). В гробе Учителя Петр тоже увидел «пелены лежащие и плат, который был на главе Его»
По мнению исследователя, воскресение Лазаря можно рассматривать как прообраз Пасхи:
«Воскрешение Лазаря есть возвращение умершего к жизни временной здесь, на земле. Первосвященники замышляют убийство воскрешенного Лазаря (12, 10). Воскресение Христово есть божественная победа над смертью. Эта двойственность отношения - очевидный параллелизм и столь же очевидная несоизмеримость - может быть понимаема как отношение прообраза и того, что им прообразуется. Прообразуемое есть исполнение прообраза, и в славе исполнения меркнет прообраз. В каком смысле Воскресение Христово может быть понимаемо как исполнение прообраза, воскрешения Лазаря? Если воскрешение Лазаря делом закрепляет учение об Иисусе Христе как Начале жизни, заключающее и обетование грядущего Воскресения, - то Воскресение Христово, как исполнение прообраза, есть начало нашего воскресения».
Получается, что воскрешение Лазаря как бы предваряет собой Воскресение Христа, готовит людей к тому, чтобы они могли воспринять весть о будущем Воскресении Спасителя.
Именно после того, как Лазарь воскрес, руководители иудейского народа задумали убить Иисуса Христа из-за того, что «все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом». Какая связь есть между этими фактами, не сообщается. Возможно, имелось в виду то, что фарисеи и первосвященники, лишившись авторитета, не смогут отстаивать независимость израильского народа и в случае необходимости организовать антиримское восстание. С этим замыслом связан еще один смысл воскрешения Лазаря. По мнению епископа Кассиана, «предваряя Воскресение Христово, воскрешение Лазаря является и ближайшею причиною Страстей, свидетельствуя таким образом о неразрывной связи Страстей и Воскресения». Смерть и воскрешение ученика предшествуют смерти и Воскресению Учителя.
Лазарь был не единственным человеком, которого Иисус воскресил из мертвых. Фарисеи сами сказали о Христе: «Этот человек много чудес творит». И все эти чудеса и вера народа раздражали фарисеев и первосвященников, потому что представляли опасность для их власти. Воскрешение Лазаря, по словам епископа Кассиана, «было только последнею каплею», которая утвердила их в мысли, что от Иисуса Христа надо избавиться, иначе весь народ пойдет за Ним. И тем не менее евангелист Иоанн отмечает именно это чудо, совершенное Христом, непосредственно перед повествованием о Входе Господнем в Иерусалим.
Известно, что церковное воспоминание о воскресении Лазаря неразрывно связано с праздником Входа Господня в Иерусалим, который почитается Церковью как Предпразднство Воскресения Христова. В церковном календаре эти два дня следуют друг за другом.
Анализируя евангельский текст, содержание и значение воскресения Лазаря, мы смотрим на это событие из мира живых. Известен любопытный литературный памятник - «Слово на воскресение Лазаря» (его приписывают святителю Иоанну Златоусту), который описывает, как могли воспринимать это событие (и некоторые другие) те, чьи души до Воскресения Христова находились в аду.
Иудейские пророки пребывают в аду и с нетерпением ждут, когда же исполнятся обетования и Господь сойдет во ад, чтобы освободить души умерших. Царь Давид слышит, что Мария родила Младенца и волхвы спешат из далекой Персии, чтобы принести дары новорожденному Царю, и поет песню. Пророки - Исайя, Иеремия - насмехаются над дьяволом и называют его «немощным»... Все они томятся здесь долгие века и с нетерпением ждут пришествия Господа... «И говорят 70 пророков: «Давид, скажи нам, кто из нас отнесет весть на живой свет к Владыке?» Тогда Давид сказал ясным голосом: «Исайя, Иеремия, Аввакум, Аарон, Иезекииль, Соломон, Адам, Авраам, Исаак, Иаков, Самуил, Даниил и все 70 пророков, послушайте голос мой в аду этом! Вот хочет выйти от нас на живой свет к владыке Лазарь, друг Господень».
Если на земле воскресение Лазаря - радость о вернувшемся к жизни друге и брате, то здесь, в аду, это долгожданная возможность поведать Господу о своих страданиях и надеждах. «И сказал Адам: «Лазарь, друг Господень, отнеси обо мне весть на живой свет к Владыке и скажи Ему: «Для того ли Ты меня, Господи, создал? Для того ли, Господи, расплодил я людей на земле? Не себя мне, Господи, жаль, и не жаль, что я в свое время пред тобой согрешил, но того одного мне, Господи, жаль, что над Твоим созданием ад надругается. Но если, Господи, пред Тобою я, Адам, согрешил, то что Твои любимцы, а мои правнуки, Авраам-патриарх с сыном Исааком и с внуком Иаковом - те-то Тебе, Господи, что сотворили? Ради них, Господи, и нас выведи из ада».
И если на земле цель и причина воскресения - утверждение веры учеников, здесь она определяется по-иному: «В то время, в одну из суббот, услышал Господь ропот пророческий, вопиют семьдесят пророков: «Выведи, господи, нас из ада преисподнего». Пришел Иисус в Вифанию к сестрам Лазаря Марфе и Марии... И тогда воскрес Лазарь, и сказал Лазарь: «Взывает к Тебе, Господи, Адам, первозданный человек: выведи, Господи, из ада. Взывает к Тебе, Господи, патриарх Авраам с сыном Исааком и с внуком Иаковом, выведи, Господи, из ада. Взывает к Тебе, Господи, царь Давид о сыне своем Соломоне, выведи, Господи, из ада». Господь воскрешает Лазаря, слыша ропот пророков.
Иисус Христос со всеми небесными силами сходит во ад, рушит его ворота и столбы и свидетельствует Адаму о спасении рода человеческого: «Вот эта десница создала тебя от начала века, она же вывела тебя из тления». И тогда воскрес Господь и сказал апостолам: «Разойдясь, проповедуйте по всей земле, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа, научая людей соблюдать себя». А Сам вознесся на небеса и сел по правую руку от Отца, и по всей земле разошлась Слава Его, как и подобает Ему Слава и ныне, и всегда».
Так воскресение Лазаря и Пасха оказываются неразрывно связаны между собой не только в Евангелии, но и в этом интересном литературном памятнике.
Читайте также: