О природе смешного. Часть 3
- Некоторые профессиональные сатирики (тот же Жванецкий или Эзоп) в немалой степени рассуждают как философы. Их шутки носят не только ситуативный характер, но и очень глубоко отражали изъяны человеческой природы. В чем секрет популярности и эффектности шуток?
- Вот серьёзность смешного возникает как раз за счёт того, что иногда шутка - это форма, в которой можно транслировать какое-то содержание, какой-то материал настолько важный и значимый, что другим способом его транслировать и невозможно. Не в каждой шутке это есть, но это может быть чем-то серьёзным и важным в жизни человека.
- А в профессиональной деятельности психотерапевта какую роль играет шутка, какое место она занимает?
- Подчас очень большую. Во-первых, шутка очень важный момент в работе с группой, где возникает сильное напряжение, в которое вовлечены все участники группы. Во-вторых, шутка - это хороший способ посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ведь одна из задач психотерапии - расширить зону осознавания. И можно говорить очень много разных вещей о том, что не всегда доблесть, сила, слава и высшие достижения являются ценностью, а можно предложить просто в порядке шутки провести турнир «Медленнее, ниже, слабее», и этим уже сразу указывается целое громадное поле, зона осознавания расширяется.
И, наконец, правда, что на психотерапию приходят люди не только с тем, что не удаётся много заработать или выступать перед аудиторией. Людей волнует то, что они не находят ответов на очень серьёзные, как бы сейчас сказали экзистенциальные, вопросы. И этим они делятся с терапевтом. Один из способов обращения с такого рода явлениями и вопросами - хорошая философская шутка, которая подчас даёт больше, чем серьёзное рассуждение.
- А что такое тогда самоирония?
- Я думаю, что это, как минимум, способность к рефлексии. У человека, который неспособен задумываться о том, как он думает, не получится самоирония. У него могут получиться какие-то другие шутки, но самоиронии не получится. Это одна из форм рефлексии, в общем-то, высокого сознания. Во-вторых, это способ избавления от гордыни, если угодно, потому что это способ чуть-чуть себя в собственных глазах обесценить.
- То есть, получается, что не всегда идущий по улице человек, который сам с собой засмеялся, демонстрирует тем самым «признак дурачины», но, возможно, признак глубокого процесса рефлексии.
- Да-да-да! Мне пришло в голову следующее. Ведь подвижники, находившиеся в состоянии прелести, насколько я знаю, не шутили и не любили юродивых. Это тоже маркер того, как важен момент, связанный со смехом.
- И тогда почему над одной и той же шуткой кто-то смеётся, а кто-то нет?
- Во-первых, шутка из-за того, что там сопоставляются два трудно сопоставимых ряда, требует некоторого творческого подхода. И от того, кто эту шутку придумывает, и от того, кто эту шутку слушает. Тут, как минимум, должны быть способности к творчеству, к рефлексии. А, во-вторых, шутка - это действительно показатель развития сознания, и в этом смысле, правда, можно вспомнить о том, что смех присущ только человеку.
- Откуда возникает обидные шутки? Почему люди обижаются на невинную шутку? Отчего у отдельных категорий людей популярен «чёрный» юмор?
- К сожалению, для некоторых шутка - это способ унизить другого человека. Про него можно рассказать что-нибудь смешное. И если бы это было сказано не в плане шутки, а в плане недовольства, звучало бы недовольство только личное. А шутка, поскольку она в силах что-то обесценить, может так быть использована, чтобы всё-таки человека унизить. В этом смысле обида на шутку может быть вполне обоснована. С другой стороны, если человек действительно потерял разум от собственной гордыни, то шутка иногда единственный способ привести его в здравое состояние. Тогда хорошо, что он переживает и обижается, значит, шутка до него дошла. Можно, наверное, сказать, что обида на невинные шутки есть признак гордыни. А за «черным» юмором, скорее всего, стоит страх перед жизнью.
- А какова природа розыгрыша? Почему у человека возникает потребность разыграть другого? И Что такое озорство?
- Вот лично я не очень люблю розыгрыши, потому что розыгрыш основан на некоторой нечестности, на некоторой игре, на некотором утаивании в течение длительного времени чего-то. И удовольствие, которое получает тот, кто разыгрывает, от того, что ты играешь с человеком, а человек с тобой по-серьёзному. Это, собственно, один из способов психологических игр. Есть целые разделы психологии, которые изучают психологические игры. Они, в общем, построены по принципу «сыр в мышеловке». И человека разыгрывают так, как разыгрывают мышку. Мне и в роли мышки выступать не хотелось бы, и жалко было вот так человека заманивать. Поэтому озорство может быть совершенно разное.
Я помню, когда я учился в МГУ, там праздновалось 1-е апреля, соответственно, все шутили, разыгрывали, в том числе и преподавателей. И не было чего-то, что мне запомнилось во всём этом.
А один профессор, читавший нам лекцию, всегда одевался в белый халат. Это было, с одной стороны, странно, но с другой стороны он объяснял, что мелом пачкает свой костюм. Конечно, это было своеобразное юродство с его стороны. Он выдвинул доску прежде чем читать лекцию, а на выдвинутой доске написано обращение по имени-отчеству и «У Вас вся спина белая». Это, безусловно, озорство - профессору вот такое написать. С другой стороны - это было потрясающе. Весь курс хохотал, ему самому ужасно понравилось. Это было и некоторое признание его юродства, и такой достаточно умный способ общения с умным преподавателем. Но это было именно озорство, это не было розыгрышем. Вот такое у меня к этому отношение.