«Что написано пером…» Рисунки и письма правителей СССР выставлены в Историческом музее
Малявин Ф.А. В.И.Ленин. Рисунок с натуры. Ноябрь 1921 года. ГИМ |
Экспозиция – два небольших зала. И первый персонаж, о котором идет речь – Ленин.
В первом в витрине – рабочий стол В.И. Ленина с канцелярскими принадлежностями. Рядом - чернильница, которой он и Н.К. Крупская пользовались в эмиграции в Швейцарии, письменный прибор, украшенный миниатюрной серебристой нефтяной вышкой (подарок из Баку).
На стене – портрет Ленина, одобренный цензурой и признанный эталоном для массового распространения. Вообще «эталонные» портреты генеральных секретарей ЦК КПСС (они вывешены во втором зале) со штампами и отметками цензуры, рекомендовавшей их как образцы для массового тиражирования, выставлены впервые.
Заметим в скобках, что отчего-то портреты эти не лучшие из возможных. «Вожди» изображены на них не самым выгодным образом. Художник или даже ученик художественной школы нашел бы в них немало огрехов. Почему в качестве эталона выбраны именно эти изображения – загадка. Но такова действительность.
На столике у входа – папки с документами. В прозрачных «файлах» подшиты подлинники анкет, записок и писем, связанных с происхождением, работой и личными отношениями Ленина. В тех же папках – перепечатанные тексты этих документов, чтобы можно было прочесть (почерк у Ленина далеко не самый понятный).
Заявление В.И. Ленина о доходах. 20 сентября 1918 года. РГАСПИ |
Вот заявление о доходе В.И.Ленина, в котором говорится, что источников дохода у него было всего два – «служба и труд по найму» и «профессиональные и иные личные занятия» (имеется в виду журналистика). Вполне типовое заявление, которое как-то не увязывается с мифологическим образом «вождя», который культивировался в Советском государстве.
В другой папке – его письма к Инессе Арманд (с уже ставшими карикатурными «архи»: «это архи необходимо» пишет он о том, чтобы Арманд следила за здоровьем) и письма и записки Надежды Крупской, адресованные Арманд и Сталину.
Крупская просто описывает дни болезни и смерти Ленина, с теплом и заботой сообщает Арманд о происходящем вокруг и интересуется, как обстоят дела у нее, предлагает прислать полное собрание сочинений Ильича (иногда она так и называет мужа – «Ильич») и его фотографии в гробу, на которых Ленин «очень хорошо получился».
Во втором зале – также документы в папках на столах, обитых зеленым сукном (колорит эпохи), в витринах – рисунки, фотографии, проекты.
Рисунки можно посмотреть и вблизи – на специальных мониторах, которые стоят на столах в центре зала. Оцифрованные изображения сопровождаются небольшими историческими комментариями, чтобы посетители могли лучше представить себе эпоху.
Орден Феликса Дзержинского "За беспощадную борьбу с контрреволюцией". Образец. 1932 год. РГАСПИ |
На одном из стендов – Орден Дзержинского «За беспощадную борьбу с контрреволюцией», который не стал знаком отличия только потому, что на документе В.Р. Менжинского об учреждении этой награды И.В. Сталин поставил резолюцию: «Против».
В учебниках описаны результаты того, что происходило «за кулисами». Здесь на выставке – подлинная переписка, история, которая разворачивается перед глазами. Подлинники документов – и сделанные второпях на полях записи карандашом. Многое из того, что начиналось тогда, актуально до сих пор.
И.В. Сталин. Автор Н.И. Бухарин. 25 июня 1923 года. РГАСПИ |
В одной из папок – Проект постановления ЦК ВКП (б) и СНК Советского Союза «О снятии орлов с башен кремлевской стены и здания исторического музея». На документе – приписка: «Согласен. Сталин. Кагановичу. С Исторического музея тоже придется снять орла. Надо дать обо всем этом в газету заметку».
Документы истории другого рода – письма и телеграммы.
Например, переписка Томского и Ворошилова по поводу Шахтинского дела: «Миша. Скажи откровенно не вляпаемся мы при открытом суде в Шахтинском деле?» И ответ Ворошилова: «По Шахтинскому и вообще по уголовному делу такой опасности нет, тут картина ясная. Главные персонажи в сознании. Мое мнение таково, что не мешало бы еще полдюжины коммунистов пострелять».
С трудом представляется, как можно было писать и думать подобные вещи. Равно как и другие. М.И. Калинин пишет Сталину длинное письмо, котором юлит, пытаясь доказать, что верен партии. Пишет сбивчиво, так что сам Сталин замечал, что понять его очень сложно, пишет, надеясь оправдаться, но и хотя бы назначить пенсию сестре. И даже – как бы и здесь выслуживаясь перед Сталиным – указывает человека, который лучше всех поможет разобраться с его семейным архивом.
Страница письма Н.И. Бухарина В.М. Молотову. 1 декабря 1936 года. РГАСПИ |
Другое письмо – Н.И. Бухарина В.М. Молотову, такое же длинное, написанное только ради того, чтобы доказать свою невиновность, непричастность к противникам партии: «…я ни на йоту не виновен в какой бы то ни было идейной или организационной близости с негодяями, и против таких подозрения или обвинений я не устану протестовать…у меня нет ни малейшего чувства ни злобы, ни недоброжелательства по отношению к партруководству, ибо я понимаю всю сложившуюся ситуацию».
То, что происходило на партийных съездах, что волновало правителей, нашло отражение в карикатурах. Как отмечают организаторы выставки, рисунки эти делались спонтанно и «языком сатиры выражали то, что даже в жестких дискуссиях оппоненты не решались сказать друг другу. Через шутку, порой грубую, они давали возможность снять стресс ежедневной напряженной работы, драматических коллизий «наступления социализма по всему фронту».
То, о чем они, то, что на них изображено, с каким отношением, подчас откровенно неприятно.
Л.Б. Каменев. Автор Н.И. Бухарин. 25 июня 1923 года. |
На одной – «шутливое» (но можно ли так писать о казни?) изображение казни в соответствии с одной из резолюций Сталина. Многие делались в процессе заседаний, и кажется, что были понятны только тем, кому адресованы. Кажется, правители развлекались подобно школьникам или студентам на лекции или уроке. Делились удачными находками? Или пытались таки образом, через смех, убить в себе страх перед тем же Сталиным?
Г.М. Кржижановский. Неизвестный автор. Авторская надпись: "Ку-ка-ре-ку,-ку-ка-ре-ку, коллективная наука, грандиозные перспективы - ку-ка-ре-ку!!". РГАСПИ |
Что собой представляли те, кто правил Советским государством, можно увидеть из телеграмм, записок, планов речей.
Вот телеграмма от Орджоникидзе Сталину по поводу назначения его наркомом РКИ: «…твое предложение нецелесообразно и совершенно неприемлемо. Я для такой работы абсолютно не гожусь ибо человек я невероятно вспыльчивый…неграмотный – двух строк связать не могу… Не надо забывать, что мне за мордобой был вынесен выговор…».
Вот так просто и безыскусно.
Еще один документ сталинской эпохи – анкета делегата 3-й московской областной и 2-й городской партийной конференции, заполненная Сталиным 12 января 1932 года.
Репрессиям подвергался - «был в ссылке 5 раз, отсидел в тюрьме всего 5 с лишним лет, убежал из ссылки 4 раза», образование – «учился в православной семинарии», номер партбилета – 2, домашний адрес и телефон – Кремль.
Есть на выставке и документы позднейших эпох, даже и выходящие за пределы хронологических рамок существования СССР.
М.С. Горбачев. Размышления об Октябрьской революции. ГИМ |
Один из них – «Размышления об Октябрьской революции» М.С. Горбачева, изданные в 1997 году. На титульном листе – сделанная им надпись: «Для меня Ленин остается великим мыслителем и я веду с ним постоянные дискуссии. М. Горбачев».
Посетителей в залах немного, но, как сказали в музее, достаточно – количество «соответствует норме». Какова эта норма – не уточнили.
Кто-то из пришедших с интересом «листает» карикатуры на мониторе, элегантная дама объясняет своему спутнику что-то по истории изобразительного искусства и символов, двое молодых мужчин в форме «ОМОНА» тихо и сосредоточенно просматривают папки с документами.
По словам одной из смотрительниц залов, если бы экспозиция пришлась не на летние каникулы и сессию, а на весну или осень, посетителей было бы больше.
- Студентов и школьников привели бы?
- Конечно!
Почему сделали именно летом – не уточнили. Известно только, что перед открытием пришлось не раз обосновывать необходимость и возможность проведения экспозиции. Архивные документы выставляются нечасто, особенно так, что их можно буквально потрогать руками.
Выставка продлится до 3 июля 2011 года.