Как Владимир Ленин превращался в «безвредную икону»
У каждой из сторон существуют свои аргументы в споре, но мало кто задумывается о том, как, когда и почему тело вождя мирового пролетариата решили увековечить таким странным для России способом. Между тем, это была настоящая детективная история, накалу страстей в которой могли бы позавидовать создатели голливудских блокбастеров.
Как известно, Ленин скончался 21 января 1924 года после продолжительной болезни. В последние годы своей жизни он практически не принимал участия в управлении страной, но больной Ильич оказался очень выгоден большевистским вождям. Прикрываясь его авторитетом, они могли проводить в жизнь самые разные решения и вести внутрипартийную борьбу, параллельно создавая настоящий культ еще живого основателя советского государства. Одним из первых об идеальном образе Ленина заговорил в 1918 году Лев Троцкий, назвавший своего соратника «крепко умным мужиком, которого словами не проймешь и фразами не обманешь. Это — мужицкая сметка, только с высоким потенциалом, развернувшаяся до гениальности, вооруженная последним словом научной мысли».
С этого момента открылись идеологические шлюзы, и пропагандисты всех мастей стали создавать популяризированные биографии Ленина для рабочих и крестьян, детей и стариков. В каждом из этих текстов Ильич представал перед читателем как послушный ребенок, толковый рабочий или не менее толковый помощник крестьян. По мысли «поэтов» новой власти, в Ленине сосредоточилась вся мудрость веков, а сам он фактически превращался в спасителя Urbi et Orbi. Откровеннее всего эту мысль выразил Максим Горький, приравнявший вождя мирового пролетариата к христианским святым: «Его личная жизнь такова, что в эпоху преобладания религиозных настроений Ленина сочли бы святым... Суровый реалист, хитроумный политик — Ленин постепенно становится легендарной личностью. Это хорошо». В той же статье Горький положительно относится к тому, что народ поверит в Ленина, ибо это приведет к нужным действиям и энтузиазму.
Справедливости ради нужно отметить, что сам Ильич при жизни боролся против неумеренных восхвалений в свой адрес, говоря, что его желают превратить в «безвредную икону» для утешения масс. Однако это ленинское высказывание не помешало его дальнейшему возвеличиванию: с 1918 года в голодной России массово печатаются портреты видных большевиков, выпускаются пластинки с речами Ленина и снимается кинохроника с его участием, его именем называются города. Интенсивнее всего культ вождя мирового пролетариата развивается с начала 1922 года после болезни Ленина. Чем хуже становилось его здоровье, чем меньше влияния он оказывал на политику в стране, тем сильнее формировался миф о нем. Еще при жизни его стали превращать в «безвредную икону», что особенно ярко проявилось в появлении «ленинских уголков». С конца 1923 года на заводах, в школах и других общественных местах выделялась специальная комната, в которой стоял бюст Ленина или висели его портреты. Здесь же можно было познакомиться со сборниками цитат из его выступлений и популярными биографиями, все больше напоминавшие жития христианских святых. Постепенно на место живого человека приходило новое учение — ленинизм. С этого момента вместо полных текстов Ленина стали использовать лишь его цитаты. Выступавший по любому вопросу должен был подобрать нужные изречения из Ильича и на этом основании доказать свою правоту и верность партийной линии. При этом никого не заботило то обстоятельство, что изречения вождя были вырваны из контекста, а в художественных произведениях и воспоминаниях о Ленине полностью исчезли человеческие черты. Еще при жизни вождь превратился в «мумию», похоронить которую было лишь делом времени.
Стоит заметить, что в первые дни после смерти Ленина большевики не могли прийти к единому мнению о судьбе его тела. Лишь в одном советские вожди были схожи — похороны Ильича стали для них политическим событием, а потому родственники Владимира Ульянова сразу были оттеснены на второй план. Впоследствии они жаловались на то, что им не дали спокойно проститься с умершим, зато Сталин, Каменев, Калинин, Бухарин и Зиновьев с первых минут после приезда в горки старались показать свою особую близость к покойному, поскольку это могло стать решающим козырем в их политической борьбе.
23 января тело Ленина перевезли в Москву и установили в Колонном зале Дома Союзов. Первоначально планировалось, что похороны основателя советского государства должны состояться 27 января у Кремлевской стены, но за эти три дня было принято решение, которое не учитывало ни желания самого Ленина, ни просьб его ближайших родственников, хотевших, чтобы Владимир Ульянов был похоронен в могиле рядом со своей матерью. Непосредственно об обстоятельствах похорон вождя и устройстве первого мавзолея мы поговорим в следующей статье, а пока отметим, что решение о сохранении тела Ленина было принято столь внезапно, что о нем не знали даже некоторые большевистские лидеры. 26 января от рабочих Петрограда пришло предложение похоронить Владимира Ульянова в городе на Неве (что соответствовало желанию покойного), но вместо этого Петроград переименовали в Ленинград, а тело Ленина должно было найти последний приют в Москве.
В первые же дни после смерти Владимира Ульянова, еще до его похорон, ЦК ВКП(б) сформулировал основные черты нового ленинского культа: «Его физическая смерть не есть смерть его дела. Ленин живет в душе каждого члена нашей партии. Каждый член нашей партии есть частичка Ленина. Вся наша коммунистическая семья есть коллективное воплощение Ленина». В этом официальном траурном документе можно увидеть, что 23-24 января 1921 года власть еще не решила сохранять тело вождя, но уже создавала новую религию, в которой Владимиру Ульянову фактически отводилось место Христа — основателя пролетарского культа. Оставалось сделать только один шаг для того, чтобы новая вера обрела место, ставшее бы ее главной святыней, и этот шаг был сделан по личной инициативе другого известного большевика — Иосифа Сталина. Впрочем, об этом мы поговорим в следующей статье.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Впервые опубликовано 14 сентября 2012 года