Читалка филолога Андрея Ранчина: Борис Акунин, Михаил Шишкин, рассказы и эссе о советской эпохе
профессор Андрей Михайлович Ранчин |
Борис Акунин, «Собачья смерть»
Первая книга, о которой я хотел бы рассказать — «Собачья смерть» Бориса Акунина. Книга, которая является последней в серии из шести романов, посвященных судьбе интеллигента, врача-анестезиолога Антона Клобукова (его сюжетная линия сквозная во всех романах). Действие начинается в 1917 году накануне Февральской революции и заканчивается в 1968 году реакцией советской интеллигенции и представителей официоза на события в Чехословакии на происходящие события.
Антона Клобукова вынуждают выступить с саморазоблачением и отречься от должности в институте, в котором работает, из-за того, что он организовал встречу с чехословаком, который проинформировал главного героя о событиях, происходящих на его родине накануне ввода туда советских войск. Необходимо спасти институт от возможного расформирования, и ректор требует от Антона Клобукова покаянной речи. Герой колеблется, но под давлением моральных аргументов и вероятности того, что его коллеги потеряют работу, соглашается. Если бы не одно «но»: перед началом выступления Клобуков умирает.
Вторая сюжетная линия — история писателя Марата Рогачева, сына крупного партийного деятеля, погибшего в период репрессий 1930-х годов. Герой ищет свою общественно-нравственную позицию. Настроенный оппозиционно к существующему порядку, он вращается, с одной стороны, в интеллигентных кругах общества (прототипы многих героев хорошо узнаются: например, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, также есть и игра слов: герой Барт — Булат Окуджава). Марат — вымышленный персонаж, однако его судьба и судьба его родителей, в частности матери, очень похожа на судьбу Василия Аксенова. Также интересной особенностью романа являются вставные тексты, якобы написанные Маратом Рогачевым. Интересны они умением Бориса Акунина перевоплощаться в писателя самого разного стиля.
По моему мнению, роман очень хорош, особенно тем, что дает объемную и нелицеприятную картину советской жизни во второй половине 60-х годов и, кроме того, в нем есть чувство времени, как и во всех романах цикла. Это, очевидно, массовая литература, что проявляется в использовании достаточно предсказуемых сюжетных поворотов несмотря на увлекательность сюжета. Как бы то ни было, я бы назвал это серьезной литературой.
Михаил Шишкин, «Письмовник»
Очень рад, что прочитал роман Михаила Шишкина «Письмовник». Сюжет пересказать сложно, ибо он представляет собой как бы монтаж двух планов. Первый план представляет собой позднюю советскую действительность. Возлюбленный героини, очевидно, гибнет в Афганской войне — к этому пласту относятся ее письма к нему. Письма, в которых сложным образом соседствуют реальность и фантазии. Письма сначала адресованы живому возлюбленному, а затем уже покойнику. Письма-исповеди, с которыми соотносится другой пласт — это письма героя, мобилизованного в состав российского экспедиционного корпуса по подавлению «Боксерского восстания» в Китае. Временной промежуток между этими двумя пластами составляет примерно 80 лет.
Это произведение философское, психологическое и очевидно трагическое. Оно написано замечательным стилистом. Михаил Шишкин, несомненно, испытал сильнейшее воздействие творчества Владимира Набокова, но его стиль не является подражанием. У Шишкина своеобразный, особенный стиль, в котором звучат разные голоса, в котором причудливо переплетаются и что-то от батальной поэтики Леонида Андреева, в частности страшные сцены войны в Китае, и вплетаются элементы древнерусской словесности — это фрагменты из переведенного с греческого языка «Сказания о буддистком царстве». Очень интересный роман, в котором сюрреалистические элементы сочетаются с элементами, которые можно назвать просто реалистическими.
Сборник рассказов и эссе «Без очереди»
Не менее интересен сборник рассказов и эссе «Без очереди». В него включены рассказы Михаила Шишкина, Евгения Водолазкина, Татьяны Толстой, Евгения Быкова. Сборник замечателен, поскольку дает телескопически сложную картину повседневной советской жизни, на излете существования этого государства или же в эпоху «застоя». Показаны самые разные стороны этой жизни: школа и сбор макулатуры, пионерский лагерь, такой феномен как «несуны» (работники предприятия, которые выносили дефицитные товары и вещи) с подробным описанием того, как это делалось, обмен письмами советской школьницы со сверстницами из «социалистического лагеря». Сюжетов очень много, есть среди них комические, анекдотические, трагические, драматические.
Между этими тремя произведениями, которые я читал, обнаружилось непредусмотренное мной при их выборе сходство. В них затронута советская жизнь (в «Письмовнике» не только она, это лишь один из пластов, и образ времени у Шишкина намного сложнее). В романе Акунина и сборнике «Без очереди», кстати, замечательно иллюстрированного, хорошо сделанного, изображена именно полисоветская жизнь. Я бы сказал, что сходство между этими книгами заключается еще и в том, что в них показано, что советская жизнь, безусловно, была очень далека от того безупречного идеала, воплощением которого она сейчас представляется многим ностальгирующим. Во всех упомянутых произведениях показано, что это была жизнь в тоталитарном государстве, которая, однако, имела свои радости, надежды и сложности. Перед нами не сатира на советскую жизнь, нет, — перед нами различные попытки художественного анализа этой эпохи посредством во многом личных воспоминаний авторов.
Беседовала Валерия Шумилина