Георгиевская ленточка: феномен благодарности
Не каждый, далеко не каждый человек, не принадлежащий к сильным мира сего, способен создать идею, которую подхватит вся страна. Придумавшие к 60-летию Победы георгиевскую ленточку сотрудники РИА «Новости» - не политики, не звезды телеэкрана, не поп-кумиры и даже не "знамёна российской интеллигенции". Они просто журналисты. Журналисты замечательные, но никогда не входившие в число «звёзд». По сути - обычные, рядовые люди.
Аналогичным акциям в Англии, Испании, Германии, Израиле много лет, и они давно стали частью народного сознания. Для России же появление такого яркого символа снизу непривычно. Именно возможность объединить самых разных людей - вот, что привлекает в этой акции. Не будь она всеохватной - все возражения против неё не имели бы смысла, а многие никогда бы и не возникли.
Но там, где есть настоящая, искренняя, не раскрученная по заказу, а спонтанно возникшая реакция, всегда будут люди, желающие эту реакцию использовать по-своему. Что и случилось.
О сиюминутном и вечном
Не секрет, что молодёжных движений, поддерживаемых властью, сейчас пруд пруди. Зачем Кремлю такое количество «молодняка» - проблема не этой статьи. Важно одно: с прошлого года активисты проправительственных движений активно участвуют в акции. И не просто раздают ленточки - в этом не было бы никакой беды - но раздают навязчиво, непременно каждому встречному и едва ли не в воспитательных целях. А уж то, что те же самые ребята в другое время раздают агитационные листовки и календарики с портретами будущих депутатов, ни для кого не секрет. Так ленточка вольно-невольно приравнивается к атрибутам нынешней власти.
Плоха ли эта власть или же, наоборот, беспредельно хороша - решать, опять же, не в рамках этого материала. Бесспорно одно: критиков у неё хватает с избытком. И им не нравится, когда правящий режим с помощью мощных рычагов внедряется в массовое сознание.
И вдруг одним из «символов режима» стала георгиевская ленточка - олицетворение величайшей трагедии и величайшей радости нашего народа. Трагедии, разворотившей каждую семью; радости, затрагивающей любого российского человека. Когда сначала дикторы центральных телеканалов вышли в эфир 9 мая с георгиевскими ленточками на груди, а затем губернаторы, министры и сам президент прикрепили символ Победы к лацканам пиджаков - акция перестала быть только инициативой группы журналистов и превратилась в событие всероссийского масштаба.
Дальнейшее, к сожалению, было предсказуемо. Увидев очередной раздражитель, оппозиционеры сочли ленточку частью кремлёвской пропаганды, забыв при этом имя автора идеи, как забыли и чёрным по белому записанное в «Кодексе георгиевской ленточки»: «Не допускается использование... в политических целях любыми партиями или движениями». В представлении многих журналистов ленточка превратилась в элемент идеологии и стала воплощением некоего «официально-пропагандистского» взгляда на войну. Мол, чиновники таким образом хотят замолчать, что советские войска, «выбивая немцев из Восточной Европы, устанавливали в ней новую диктатуру», что существовали заградотряды, что командование часто не считало потерянных жизней, и что представители НКВД убивали поляков и евреев. Оказывается, ленточки - «попытка бюрократизации человеческой памяти. Попытка присвоения памяти. Попытка управления памятью». А ещё дальше процитированных журналистов пошла одна известная невероятной ангажированностью политикесса, прямо заявившая: «Акция очень вредная и демагогическая. Старая попытка объединить всех на базе любви к военщине и милитаризму... От этой акции пахнет предательством графа Игнатьева, Тухачевского и все это вместе сильно отдает сталинизмом. Мол, сначала - георгиевский кавалер, а потом Герой советского союза... Надо помнить, что советская армия, не русская армия, это вражеская армия чужого государства».
Можно привести сколь угодно много подобных цитат, мучаясь одним немым вопросом. Господа критики новой традиции! Ладно, вы не любите президента, правительство, партию власти - это ваше право. Вам не нравится, что кто-то из них, по вашему мнению, пытается в своих целях использовать символ нашей общей победы. Но зачем лгать в лицо своим читателям, выдавая нелюбимых вами чиновников за организаторов акции? Зачем приплетать сюда лакомую для вас тему сталинских расстрелов - неужели столь часто упоминаемые вами поляки в Катыни, члены еврейского антифашистского комитета и миллионы остальных жертв репрессий погибли затем, чтобы вы направо и налево манипулировали их памятью? Неужели прошедшие всю войну предки упомянутой дамы воевали во «вражеской армии чужого государства» (интересно, какая же тогда армия была «своей»)? Неужели хоть один раз за всю историю человечества преступления режимов перечёркивали героизм простого солдата? Наконец, неужели мирный житель не может с уважением и гордостью относиться к спасшей его жизнь армии, сколько бы недостатков в ней ни было?
Ответ на любой из этих вопросов очевиден. Тысячу раз был прав Александр Привалов, писавший: «Удержаться от поношений этой акции следовало бы, полагаю, даже тем, кто не приемлет ничего с участием нынешней власти». Был найден чуть ли ни единственный выход спасти гаснущую память о великой странице нашей истории, был найден предельно наглядный, и, главное, единый для всех символ этой памяти. Если кто-то из Кремля носит ленточку на пиджаке - что нам с того? Разве мы - последователи Моисеева Закона, чтобы считать скверным всё, чего коснулись не нравящиеся нам люди? Разве в самом главном не могут быть едины даже завзятые политические противники? И, в конце концов (вновь процитируем Привалова), «нигде и никогда не бывает действительно массовых движений, в которых не заметны разного сорта малоприятные фигуры, - и не бывает ничего действительно массового, в чём с известного момента так или иначе не участвует власть; грациозность же наших чиновников известна».
Помня опыт истории, хочется верить в одно: пройдёт пятнадцать-двадцать лет, режим в стране изменится, у власти наверняка окажутся новые лица, поменяется вся обстановка в обществе (что неизбежно!), а георгиевская ленточка останется. Её уже никто не будет вручать «добровольно-принудительно»: старые традиции не нуждаются в напоминании. Её не станут называть «атрибутом не нашей партии»: минутные дрязги уйдут. Георгиевская ленточка станет тем, чем она призвана быть: великим всенародным символом. Как ирландский трилистник, как синяя лента в Сербии, как, наконец, «знак Победы» в годы антифашистского Сопротивления.
О ложном благоговении
Но есть и вторая сторона проблемы, второй аргумент против георгиевской ленточки. Его также высказывают многие; пожалуй, наиболее полно эта точка зрения представлена на «Сайте в защиту георгиевской ленты».
На призыв организаторов акции откликнулось немало молодых людей: ведь в первую очередь для них задумывали георгиевскую ленточку. Но интерес школьников и студентов оказался палкой о двух концах: многие просто не задумываются о смысле оранжево-чёрного кусочка ткани. Георгиевская ленточка превратилась в очередной модный, но внутренне бессмысленный аксессуар - такой же, как майка с Че Геварой, не имеющая никакого отношения к личности выдающегося латиноамериканца. Огромное количество людей повязывает ленточку, потому что это красиво, модно, занятно, да и просто - «прикольно». Всё равно, где её носить: в волосах, на поясе, в ошейнике собаки или вместо шнурков. От первоначального смысла акции не остаётся и следа.
Протестуя против этого, скажем прямо, безобразия, авторы упомянутого сайта не скупятся на риторику. Их главный довод - георгиевские цвета веками были символом воинской доблести, ими отмечали героев, и поэтому негоже каждому прохожему напяливать на себя то, что на полях сражений добывалось кровью. (Кстати, ещё раз напомним «Кодекс георгиевской ленточки»: «Георгиевская ленточка» не является геральдическим символом. Это символическая лента, реплика традиционного биколора Георгиевской ленты. Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или Гвардейских лент. «Георгиевская ленточка» - символ, а не награда».) Появились даже специальные баннеры с текстами вроде следующего: «Я никогда не голодал в осаждённом городе. Я никогда не шёл на танк. Я никогда не слышал воздушной тревоги. Я никогда не терял близких на войне. Я никогда не возьму вашу ленту. Я её не заслужил». «Мы требуем закрыть акцию «Георгиевская ленточка» и не осквернять легендарные Георгиевские цвета!» - заявляют авторы сайта и призывают всех снять ленточки в знак уважения к ветеранам.
В искренности их намерений сомнений нет. Но нужно помнить простую банальность: хотим мы того или нет, мы живём в эпоху тотального разрушения смыслов и обесценивания святынь. В современной культуре абсолютно любой значимый символ может помещаться в несоответствующий контекст - таковы уж законы постмодернизма. Да и при взгляде на предшествовавшие столетия замечаешь слишком много случаев глумления над святынями.
В качестве примера возьмём непререкаемый символ: христианский крест. Сколько раз его использовали в политических целях? Сколько раз крестом прикрывали свои злодеяния? Сколько раз носившие крест нарушали заповеди Распятого на нём? Сколько раз над крестом глумились, коверкая изображение на свой лад? Сколько сейчас существует «художников», готовых ради «высокого искусства» поместить крест в такое окружение, чтобы зрители взвыли от шока? Сколько молодых людей и девушек носят крест так же, как модную «фенечку» - в ухе или на ремне - или надевают «кулон» размером чуть ли не с протоиерейский крест с украшениями?
Но повлияли ли все эти бесчисленные глумления на реальную значимость креста? Ответ ясен.
Интересно, что бы мы подумали, появись «Сайт в защиту креста» с фотографиями на главной странице, иллюстрирующими, как святыня втаптывается в грязь и служит элементом всевозможных непотребств, а баннер рядом при этом гласит: «Я никогда не стоял в Колизее перед разъярённым львом. Я никогда не горел заживо в окружённом храме. Я никогда не истекал кровью в подвалах Лубянки. Я никогда не замерзал в сибирских лагерях. Я никогда не возьму ваш крест. Я его не заслужил»? И тут же размещены красивые слова о благоговейном отношении к святыне и том, что только праведники заслужили право носить Символ нашего спасения. Думаю, долго такой сайт не просуществовал бы: тысячи людей, считающих себя христианами, добились бы его закрытия. Ведь, несмотря на все наши грехи и бесконечное недостоинство, мы носим нательный крест как свидетельство нашей веры, нашей верности Христу. И если почти никто из наших современников-христиан не был распят, означает ли это, что все они должны снять нательные кресты из уважения к подвигам первых мучеников?
Георгиевская ленточка, конечно, никак не влияет на наше спасение и не имеет того великого искупительного значения, которое получило орудие казни Христа. Но она - тоже символ боли, смерти и, главное, Победы. И это символ непреходящий: недаром на плакатах к 9 мая её рисовали задолго до 2005 года. Поэтому, сколько бы ленточку ни пытались использовать как украшение штанов, сколько бы предприимчивые дельцы ни привязывали её к горлышкам водочных бутылок (кстати, совершивший этот экстравагантный поступок завод был исключён из числа участников акции), сколько бы священные для нас цвета ни рисовали на рекламных плакатах дискотек и стриптиз-баров - георгиевская ленточка всё равно будет великим символом. Никаких сомнений в этом нет.
О самом важном (вместо эпилога)
О чём никогда нельзя забывать - жизнь несводима к символике. Ни один символ не заменит живого человеческого участия, теплоты, отзывчивости и любви. Георгиевская ленточка - прекрасный повод вспомнить о ветеранах, но не замена общению с ними. Пока живы участники и свидетели этой великой и страшной войны, мы обязаны помнить о них и быть благодарными на деле.
Пишу это не ради красивых слов: у меня самого жив дедушка, прошедший Великую Отечественную от начала и до конца, воевавший на Ленинградском фронте во время блокады, переживший контузию и сейчас, спустя шестьдесят три года, никого не предавший и оставшийся верным самому себе. Я не могу похвастаться тем, что проявляю к нему должное внимание и достойное его уважение: нет, слишком часто я не могу потратить даже пяти минут, чтобы снять трубку и набрать знакомый с детства номер. И если я не выполню тот элементарный долг, которым связан по факту (не только перед своим дедом, но перед тысячами ветеранов, встречающихся мне каждый день на улице, в автобусе, в метро: к ним я обязан быть вежлив и почтителен, сколь бы резки и подчас грубы они ни были), то ничто не оправдает меня, будь я даже, как дерево счастья, от макушки до пят увешан георгиевскими ленточками.
Фотографии взяты с сайтов fotki.yandex.ru и photolga.livejournal.com