Собор, открывший новейшую историю. Ч. 3
Приходская жизнь
Реформировав порядок управления епархией, Собор не мог обойти и неразрывно связанную с ним приходскую жизнь. Исходным пунктом соборных решений было фиксированное и деятельное участие мирян в жизни прихода. Подчёркивалось, что главное для любого прихода – богослужение, но нельзя забывать и о других обязанностях православного христианина: благоустроении храма, благотворительности, духовном просвещении.
Собор утверждал, что управление Приходом должно принадлежать Приходскому Собранию, которое собирается не реже раза в полгода, а в промежутках между его заседаниями – Приходскому Совету. В Совет избираются все клирики храма, церковный староста и несколько мирян обоего пола. Председателем Собрания и Совета является настоятель храма.
Церковный староста, отвечающий за хозяйственные дела прихода, избирается на три года; также Собрание выбирает казначея и делопроизводителя. Ежегодно Приходской Совет обновляется за счёт смены трети выборных членов.
Как мы уже не раз упоминали, советское время сделало невозможным и даже опасным фиксированное членство в приходе, поэтому Приходские Собрания сначала превратились в «двадцатки» - списки самых активных мирян. А после перестройки, когда число приходов и прихожан возросло, Собрания во многих случаях стали и вовсе фиктивными органами, состоящими не из членов реальной общины, а из приходских работников. Во многих епархиях не изжита и советская практика руководства Приходских Советов старостами, превратившимися в своеобразных околоцерковных бюрократов.
Вопрос о том, как ввести приходскую жизнь в нормальное русло, избегая её формализации, нашей Церкви предстоит решать на протяжении многих и многих лет.
Церковный брак и развод
Ещё до Собора были принято новое государственное законодательство о семье, дававшее супругам возможность свободного расторжения брака (до революции разводы в России были большой редкостью). Другим новшеством была замена обязательного церковного венчания на государственную регистрацию. Соборяне резко высказались против последствий таких нововведений: «Брак, освящённый Церковью, не может быть расторгнут гражданской властью». Наряду с этим Собор утвердил и список возможных причин для церковного развода, подчеркнув, что в любом случае нужно бороться за возможность сохранить брак.
Жизнь монастырей
Третья сессия Собора открылась 2 июля 1918 года. В ней участвовало 118 соборян, из них 16 епископов. Обсуждая монастырскую жизнь Русской Церкви, Собор установил, что человек может принять монашество без долгих утверждений его кандидатуры: до того каждый новый постриг утверждал Святейший Синод. Для вступления в монастырь утверждался минимальный возраст – 25 лет; люди моложе принимались в обитель только с благословения епархиального архиерея. Монахам предписывалось жить в том монастыре, где они пострижены. Согласно древней традиции, разрешалось избрание настоятелей, но при обязательном одобрении правящего епископа и Священного Синода. Было признано желательным нахождение в каждом монастыре опытных монахов и монахинь.
При советской власти большинство монастырей было закрыто, а монашеская жизнь – искусственно прервана. Сегодня притом, что в год открывается несколько новых монастырей, нельзя не видеть, что мало где есть опора на вековые традиции, которыми всегда жило монашество. Нет и естественной для монастырей православного Востока выборности настоятелей, а возраст поступающих в обитель зачастую никак не ограничивается. Остаётся много и других проблем, обсуждение которых заняло бы несколько объёмных статей, далеко выходящих за рамки темы Поместного Собора.
Женщины в Церкви
Перед революцией в печати активно обсуждался вопрос о женском служении в Церкви – в частности, о восстановлении древнего чина диаконисс. Собор не утвердил это решение, но официально разрешил женщинам занимать любые должности в Церкви, кроме вхождения в Епархиальный и Благочиннический советы, церковные суды и административные учреждения. (В период Собора ещё не возник ставший болезненным для многих христианских конфессий вопрос о женском священстве, которое в Православии, конечно, недопустимо.)
Жизнь нынешней Церкви невозможно представить без женщин-певчих, женщин-псаломщиц, женщин – церковных работников. Да и по своему общему составу Русская Церковь, конечно, в большей степени женская. Как и в советское время, женщины спасают многие и многие сферы церковной жизни.
Церковный суд
Обсуждая создание самостоятельного и эффективного церковного суда, Собор столкнулся с непростой проблемой. С одной стороны, для вынесения справедливых решений любой суд должен быть независимым и неподконтрольным никаким другим властным структурам. С другой стороны, епископ с древних времён обладал в Церкви полнотой власти – ни о каком разделении властей не могло быть и речи.
Собор принял положение, освобождавшие епархиальные суды от власти правящих архиереев, но этот проект был заблокирован (практически впервые за всё время Собора) Совещанием епископов, приведших неопровержимые отсылки к каноническому праву. На дальнейшее обсуждение темы у соборян не хватило времени.
В советское время о создании церковного суда пришлось забыть. Впервые об этой проблеме вспомнили на Поместном Соборе 1988 г., а Архиерейские Соборы 2000 и 2004 гг. продолжали разработку судебной системы нашей церкви. Окончательный документ, описывающий всё церковное судопроизводство, был принят всего полгода назад на последнем Архиерейском Соборе. Сегодня в Русской Церкви выработано чёткое судебное законодательство, но на всех инстанциях судьи полностью зависимы от власти епископов. Как на практике будет работать такая система, сможет показать только время.
Реформа богослужения
Ещё в первую сессию Собор утвердил обязательность проповеди на богослужении. Другой острой проблемой был богослужебный язык; соответствующий доклад, составленный одной из соборных комиссий, на Соборе не обсуждался вообще – как и в предыдущем случае, не хватило времени. Каковы же были его главные положения?
Основным языком богослужения признавался церковнославянский. Его повсеместная замена на русский и украинский считалась нежелательной, но допускалось их частичное употребление с разрешения церковной власти. Также разрешалось совершение русско- и украиноязычных богослужений на отдельных приходах при условии одобрения перевода. Для этих целей нужно было образовать специальную комиссию, которая принимала бы решение по каждому конкретному вопросу. Предлагалось издавать книги с параллельными текстами и углублённо изучать церковнославянский в школах и на приходах.
Пожалуй, языковая проблема – самая известная в нашей Церкви. Всё, что предлагалось девяносто лет назад, осталось актуальным и сейчас (так же, как и выработка единого приходского устава, которую тот Собор закончить не успел). И единственное, что может быть здесь правильным – очень постепенное и обдуманное редактирование текстов, так, чтобы не отвратить прихожанина их непонятностью, но и не вызвать резкого возмущения грубостью и безвкусицей сделанных на скорую руку переводов.
В этой статье мы попытались дать обзор самых важных решений Поместного Собора 1917-1918 гг., показывая их насущность для современного человека. Для того чтобы осветить работу соборян подробно, вряд ли хватило бы и увесистого тома – таким важным, эпохальным (простите за приевшееся слово) было то событие для русской истории. Для нас сегодня важно одно: соглашаемся мы с отдельными решениями Собора или нет, считаем их правильными и своевременными или, наоборот, наивными и неприменимыми на практике – мы обязаны знать их, если пытаемся разобраться в новейшей церковной истории. Ведь именно с Собора 1917-1918 гг. она и началась.
При работе над статьёй были использованы книга профессора протоиерея Владислава Цыпина «История Русской Церкви. 1917-1918» и доклад профессора А.К. Светозарского «Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов».