Столица 101-го километра

Дзын-дзилинь. Серебряный подстаканник ритмично звенит на столе. Дзин-дзилинь... Просыпаюсь в плацкартном вагоне. Темно. Кутаюсь в колючее одеяло, таращу близорукие глаза в темное окно.

«Где я... Куда еду...», - мысли ещё расплывчатые, сонные. Вдалеке на пригорке вдруг вырастают фантастические церкви, настоящий средневековый город!

Подсвеченная огнями колокольня взмывает вверх. «Что за чудо?» Необычайное видение так же быстро пропадает из вида, поглощенное темнотой. То ли привиделось, то ли сон... Поезд, скрепя механизмами, сбавляет ход, и плавно подъезжает к слабо освещенному перрону.

- Ну! И кому в Александрове-то выходить? - хриплым со сна голосом кричит недовольная проводница.

Александров. Самый центр Золотого кольца.

Буквально в каждом камне этого города живет богатое прошлое. После посещения Александрова вы смело сможете пропустить главы об эпохе Ивана Грозного в учебнике истории. Вся она здесь - в Александровской Слободе. Когда-то тут была махонькая деревенька, перевалочный пункт для охотников и именитых князей. Но с легкой руки Ивана Грозного Александров превратился в царскую резиденцию - провинциальный город столичного значения.

Царь баловал и украшал город, как любимое дитя. Высокой крепостной стеной в современном Александрове бережно огорожена Древняя Русь XVI века, где время стерло свои границы, а загадочный дух русского грозного царя гуляет по сырым подвалам и низким палатам. Все в Александровской Слободе органично и нераздельно. Белокаменные церкви-ландыши. Кажется, что если хоть одной из них не будет, не станет тогда и Слободы....

На территории царской резиденции можно полюбоваться четырьмя шедеврами каменного зодчества. Распятская церковь-колокольня выше полусотни метров, её видать из-за тридевять земель. Тут притаилась одна из самых красивых русских легенд о холопе Никите, который слетел с колокольни с самодельными крыльями. Но Иван Грозный приказал растоптать смельчака: не летать человеку «аки птица свободная»!

Самое интересное сооружение - это Покровская церковь. Ядро церкви - великокняжеский домовый храм.

 - Сейчас вам сделаете то, что никому на Руси не дозволено было, - интригует экскурсовод, - проходите в домовый храм Ивана Грозного. Здесь царь проводил много времени, молился, размышлял о судьбе России.

На гранях шатра сохранилась уникальная фресковая роспись, которую заказал сам Грозный. На ней, что удивительно, изображены русские князья вместе с ветхозаветными царями - духовное их единство и богоизбранность России.

С другой стороны Покровская церковь превращается в дворцовые палаты с жилыми покоями. Каждый, кто приходит сюда, может подглядеть за жизнью Ивана Грозного: тут и трапезная с красной тканью на стенах и низкими потолками, чтобы гости кланялись царю, а царь - иконам. На стенах развешены рецепты ...нет, не из поваренной книги - из «Домостроя»! В «сеннике» - кровать для первой брачной ночи высоких особ. Тут можно даже взглянуть в лицо Грозному. Один из покоев царя отведен под выставку его портретов. Разные взгляды художников разных времен: целая галерея образов. Но стоит вглядеться в глаза царя! Они всегда неизменно одинаковы: глаза больного человека, несчастного, терзаемого душевным разладом, с бездной в душе.

Особый интерес представляют средневековые подвалы, где проходили казни и пытки, сюда посетителей водят с особым смаком. Мрачно. Скользкие крутые ступени - так и видишь, как по ним катится измученное тело жертвы. Спускаемся.

 - Давно к нам не наведывался, - вздыхает экскурсовод, лукаво подмигивая нам.

 - Кто? - становится жутковато.

Старушка, довольная произведенным эффектом, по-хозяйски, заботливо поправляет шапку на палаче Малюте Скуратове (а восковая фигура отнюдь не ласково глядит на пришедших гостей):

 - Как кто? Хозяин дома... царь...

 - А что, часто заходит?

 - Да, бывает. Владенья свои обходит, проверяет, все ли на месте. Ну, по ночам, известно, как полагается!

И так правдоподобно все вокруг, что уже не понимаешь, то ли шутит экскурсовод над наивными туристами, то ли и вправду грозный дух витает в палатах. А ехидно скалящий зубы Малюта Скуратов и орудия пыток ещё раз напоминают, что лучше не попадать в опалу к царю.

 

Успенская церковь тиха и неприметна. При входе смотрительницы включают церковные песнопения, под которые можно осматривать изумительную коллекцию древнерусского искусства: иконы, фрески, церковные облачения, самые древние книги, ведь в Слободе была открыта первая в стране книгопечатня, где Андроник Невежа в 1576 году выпустил первую «Псалтырь Слободскую». Особенно любопытны угол и арка около алтаря, расчищенные от последующих наслоений. Это частица той самой церкви, какой она была до реставрации!

Троицкая церковь - это главный дворцовый храм. Величественный, богатый, праздничный. Здесь Иван Грозный венчался с Марфой Собакиной, а позже с Анной Васильчиковой. Внутри храм потрясающе красив: белокаменная резьба, фресковая роспись на синем фоне, тема росписи - Богоматерь. Но главное (об этом непременно напоминают все экскурсоводы и путеводители) - это ворота, которые Иван Грозный вывез из Новгорода и Твери. Они датируются XIV веком! На Новгородские врата «огневым золочением» брошен тонкий рисунок. Тверские врата с резным изображением Троицы закрывают главный вход в храм. Эти артефакты имеют столь древнее происхождение, что, стоя перед ними и притронувшись рукой, чувствуешь неведомое благоговение и гордость. Считалось, что, забирая себе ворота, полководец забирает город навсегда.

17-летняя история опричной столицы завершилась для царя кровавой драмой. В приступе гнева он смертельно ранил своего сына Ивана. Воспылав отвращением к Слободе, царь тут же ее покидает. Но, стоит заметить, что нигде не сказано, что Иван Грозный увозит отсюда свою библиотеку, поэтому Александровская Слобода считается одним из самых перспективных объектов поиска знаменитой «либерии»...

 

Со старых времен Александров разделялся рекой Серой на две части: Посад и Заречье. В центре бывшего Посада, на Соборной площади стоит ещё одна древность - Собор Рождества Христова, немой свидетель смены веков.

 - Зайди, милая, зайди, ему уж 300 лет, - машет рукой древняя старушка. Глаза - все в морщинках, печальные, - кажись, так и простоял три века, забытый. Вот тока купол ему недавно поменяли...

После революции у Каретных и Садовых улиц отняли старые имена и присвоили гражданско-патриотические (Советская, Ленина), но у них не отняли старого духа... разноцветные купеческие терема, деревянные крестьянские домишки все ещё живут на улицах города. Один из таких крестьянских домов, как ни странно - Музей Марины и Анастасии Цветаевых.

Первое, что с гордостью сообщает экскурсовод: «Это музей-метафора!» И действительно уже в первой комнатке - роскошный букет цветов (тут прошло последнее счастливое лето Марины), за ним - расколотое, разорванное на части зеркало-судьба. В следующей комнате - «беседка Марины Цветаевой» - будто ветер поднял со стола поэтессы рукописи стихов, и они застыли в воздухе-стекле.

 - А почерк какой, посмотрите, - восхищенно говорит экскурсовод, - каллиграфический! Это с её-то зрением... Очень плохо видела, очень. А вот в очках сниматься не любила, хотя у нас все же есть одна фотография!

В этом доме прошло знаменитое «александровское лето Марины Цветаевой» 1916 года. Здесь создала множество великолепных стихов. В гости к Марине приезжал Осип Мандельштам, она водила его гулять на свое любимое место - живописное городское кладбище:

 - Посмотрите, - экскурсовод подводит к маленькому окошку, - там находилось кладбище. А сейчас на её месте построена гостиница «Ведруссия». Ну, тут все по науке, через 40 лет, говорят, можно на костях строить...

Личных вещей поэтессы в музее мало, ведь она бывала здесь не часто. В этом доме долго жила Анастасия, младшая сестра Марины со своим вторым мужем Маврикием Минцем. Сейчас можно видеть шаль Анастасии, изготовленную ею в ссылке икону, подлинные акварели Волошина...

Марина Цветаева писала про Александров: «Оттуда... наш цветаевский род. Священнический... Оттуда мои поэмы по две тысячи строк и черновики к ним - в двадцать тысяч... Оттуда - лучше, больше, чем стихи».

В соседнем доме от цветаевского находится постоянная экспозиция «Александров - столица сто первого километра». Город в советское время стал прибежищем жертв репрессий, тут заживали гнойные раны сталинских обид. Среди многих Петр Барановский - архитектор, арестованный за то, что не позволил разрушить храм Василия Блаженного. Такие факты истории надо помнить. Забывчивым история мстит повторением.

Конечно, Александров никогда не претендовал на формальное звание столицы, мало кто слышал о нем именно в этом качестве. Но он всегда был больше, чем просто город. Возможно, мой рассказ подтолкнет кого-то на поездку за сто один километр от Москвы, и вы сможете прикоснуться к живым легендам сами.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале