Ферапонтов монастырь – чудо русского севера
Если вы едете в Ферапонтово из Москвы, самый удобный вариант – ночной поезд в Вологду. В самой Вологде полюбуйтесь деревянной застройкой: что-то приходит в упадок, но есть и хорошо сохранившиеся дома. Каждый дом – произведение искусства: обязательно резное крыльцо, балкон, наличники, под крышей деревянная резьба в несколько ярусов. Раньше я нигде такого не видела. И в целом город очень приятный, домашний, спокойный, чистый, много зелени, приветливые, никуда не спешащие горожане.
Расположен монастырь чрезвычайно живописно: кипельно-белые постройки с высокого холма броско отражаются в закатной воде Бородаевского озера и хорошо видны со вех сторон.
Судьба монастыря парадоксальна, как и вся русская история. Ферапонт, его основатель, зачем-то покинул Кирилла – своего ближайшего друга, с которым он построил Кирилло-Белозерский монастырь, основал этот замечательный монастырь в изумительном интерьере, потом был востребован московскими властями и закончил свои земные дни в Можайске, основав одноименный Рождества Богородицы Лужицкий монастырь. А сюда, на север, полтысячи лет назад был направлен известнейший тогда изограф – Дионисий. Легенда гласит, что прославленный иконописец, обдумывая план росписи главного собора, прохаживался по берегу Бородавы, растирая в ладонях разноцветную гальку. Тут же, изобретя новые краски, он смог за два с небольшим месяца короткого северного лета расписать сохранившиеся доныне палаты собора Рождества Богородицы.
Здесь же, рядом с надвратной церковью, – келья-камера сосланного сюда патриарха Никона. А парадокс в том, что несмотря на фрески и значимость обитателей монастыря, он на тысячу лет прекратил свое существование в качестве монашеской обители и стал обычным приходским храмом захолустной близлежащей деревни. В начале XX века появилась ревностная настоятельница Серафима, благословенная Иоанном Кронштадским. Казалось бы, вот-вот и древлее благочестие восстановится, но грянула революция. Пришли комиссары разгонять монастырь, и случайный выстрел одного из мужичков, оборонявших стены древней обители, ранил в ляжку одного из революционных матросиков. Этого было достаточно для того, чтобы монастырь не функционировал до нашего времени.
Сейчас это просто музей, но войдя в него, вы увидите чудо: здесь нет неподвижности, сюжеты стремительно сменяют друг друга, образуя причудливый танец. Непорочная голубая лазурь контрастирует с охряным багрянцем: Дева трогательно пеленает Младенца, ангел напряженно прислушивается, волхвы стремительно скачут навстречу...
Это знаменитые древние фрески, сохранившиеся без позднейших изменений, да к тому же выполненные величайшим живописцем своего времени. Более того, храм расписали сразу после его строительства и с тех пор не переделывали, то есть здесь архитектура и живопись представляют единый комплекс в том виде, в каком он был задуман его создателями в конце XV века. Собор расписан внутри целиком, от пола до куполов, а также его западная стена снаружи. Сохранилось несколько сот квадратных метров фресок, выполненных характерными желтыми, коричневыми и зелеными красками на голубом фоне. Описывать сюжеты фресок не имеет смысла (насчитывается около ста тридцати сцен), для этого потребуется книга. Скажем только, что наружная западная стена собора (то есть та, которую вы видите в самом начале, из внутренней галереи) показывает Рождество Богородицы. Внутри собора также наиболее заметные места отведены под сцены из жизни Богоматери. Кроме них, имеются также изображения Христа, евангелистов, избранных святых, в южном приделе – сцены из жития святого Николая, а на западной стене изнутри (то есть над входом) – Страшный Суд.
Кроме фресок, Дионисий выполнил также иконостас собора, детали которого сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге, а также (одна икона) в музее Кирилло-Белозерского монастыря.
Обратите внимание, что фрески открыты для посещения только в подходящую погоду. Собор в любом случае закрыт зимой, а летом может быть закрыт без предупреждения, скажем, при повышенной влажности. Фотографировать фрески нельзя, даже без вспышки и даже если вы заплатили в музее за фотосъемку. Не расстраивайтесь – можно купить иллюстрированный альбом хорошего качества.
Как добраться. На летних выходныз стоит выбраться в этот уникальный монастырь. В Ферапонтово нет общественного транспорта, кроме автобуса из Кириллова два раза в неделю – по вторникам и четвергам (отправление из Кириллова 8:30 и 14:00, в пути 30 минут. В двух километров восточнее села, по дороге на Липин Бор, проходят автобусы из Вологды, в пути 2:30, 2-3 раза в день, на Липин Бор и Вытегру, из Череповца (через Кириллов), в пути 2:30, 2раза в день, а также местные автобусы из Кириллова. Если есть время и желание, всегда можно доехать на рейсовом автобусе из Вологды, Кириллова или Череповца до поворота на Липин Бор, а там пройти примерно 5 км пешком до поворота на Ферапонтово.