Наталия Астахова: Мое путешествие в прошлое
Ясным солнечным днем накануне праздника святых Петра и Февронии мы с детьми мчались на автомобиле по ровной дороге – вон из пыльной Москвы к Волге, в маленький городок Мышкин, спрятавшийся среди Ярославских лесов. Мы ехали на Семейный фестиваль.
Это была уже наша третья поездка в Мышкин. И мы с нетерпением ждали встречи с нашими друзьями из Твери, Нижнего Новгорода, Череповца, Ярославля, Москвы и, конечно, самого Мышкина. Сто двадцать километров в час выдавала наша «телега», а нам казались, что идет она черепашьим шагом. И мы торопили время, распевая народные песни.
Мы так ждали этой поездки! Впечатлений, настроения, идей с лихвой хватает на целый год. Порой кажется, что три последних года мы и живем «от одного Мышкина до другого». И вот едем, чтобы снова окунуться в волшебный мир той жизни, от которого мы все окончательно отказались лет 100 назад. И приходится ехать за 260 км, чтобы на десять дней окунуться в жизнь, которая складывалась веками: ее ритм так близок русскому сердцу!
На этот раз мы ехали не одни: за нами едва поспевала вторая «телега». Наши друзья – обычные люди, которые далеки от фольклора и всего «народного» – ехали на фестиваль впервые. Целый месяц они наблюдали за нашими сборами. Удивлялись, зачем мы шьем сарафаны и рубахи, плетем пояса, настраиваем балалайку, разучиваем песни? В конце концов, они решили поехать с нами – «посмотреть». А я им позавидовала! Ведь их ожидало полное перерождение, которое случилось с нами три года назад. Единожды войдя в реку народной жизни, невозможно выйти из нее прежним человеком.
Итак, ясным солнечным днем накануне праздника святых Петра и Февронии мы ехали навстречу... нашему прошлому.
Скажем несколько слов об организаторах фестиваля Александре и Анне Смирновых. Эти интересные, умные, образованные люди смогли собрать вокруг себя многодетные семьи (у них, кстати, четверо малышей), которые хотят воспитывать детей в традициях русской народной культуры. Несколько лет назад уехав из Подмосковья вместе с родителями Ани и ее сестрой, они остановили свой выбор на Мышкине. Родители Ани – Елена Германовна и Александр Иванович – создали за 8 лет экспозиции нескольких музеев, среди которых мельница, домик мельника, музеи льна, игрушки и даже… валенка! Во многом именно им город обязан своей растущей популярностью. Эти несколько лет не были безоблачными. Поступать вопреки общим настроениям в обществе всегда трудно: они часто сталкивались с непониманием и неприятием. Но Смирновы жили большой дружной семьей, и это помогало им обрести уверенность в правоте своего дела.
И вот уже лет пять в Мышкин приезжают родители, многодетные и не очень, чтобы познакомить детей с «другой» жизнью, встретиться с единомышленниками, поделиться новыми знаниями. Некоторые переехали в Мышкин насовсем. В первый год приезжают «посмотреть», на второй год приезжают в народных костюмах, а на третий год везут уже мастер-классы для детей и взрослых.
Через четыре часа мы вкатили свои «телеги» на еще пустую поляну на берегу Волги. Приехали за день до начала фестиваля и смогли насладиться тишиной и покоем. Через сутки на поляне будут стоять около полусотни палаток, а звонкие детские голоса и звуки льющихся русских песен уже не затихнут в течение десяти дней.
Перечислить все, что было на фестивале трудно, расскажем о самых ярких событиях.
Последние четыре дня Петровского поста до 12 июля прошли на волне мощного духовного подъема. Сразу два фольклорных коллектива («Веретенце» из Москвы и «Птица-Жар» из Нижнего Новгорода) привезли духовные стихи. Собрались в круг – и пели русские духовные песни. Пели все – и те, кто умеет, и те, кто услышал их впервые в жизни.
Вечерняя служба и Литургия в соседнем селе Поводнево прошли под знаменное пение (дореформенное пение «по крючкам»).
Преподаватели из «Веретенца» обучали желающих игре на народных музыкальных инструментах и пению. Гусли, рожки, свирели, балалайки, как магнит, приковали внимание ребят. Не говоря уже... о колесной лире!
Этот инструмент впервые был привезен на фестиваль сразу двумя участниками. Звуки древнего музыкального инструмента, который идеально подходит для исполнения духовных песен, звучали все первые дни фестиваля, переполняя сердца торжеством и радостью.
Фестиваль набирал силу. Каждый день по утрам проводились занятия в «Маминой школе» педагогами из «Рождества», «Детского центра в Кадашах» и просто опытными мамами, на которых малыши до 3-х лет учились играм, пению, приемам детского игрового массажа.
Для ребят постарше взрослые проводили занятия по изучению растений, по изготовлению народной куклы, давали уроки славянской азбуки.
Мастерицы обучали мам и детей бисероплетению, плетению на дощечках и бердо, на коклюшках и ткацком станке. Несколько дней отроковицы шили «куклу-на-выхвалку». Так и стоит перед глазами забавный кукольный хоровод: куколки хвалятся своими нарядами, а их создатели радуются, если работу заметили.
Для ребятни были организованы настоящие археологические раскопки. Участок берега разбили на зоны, где мальчики и девочки, вооружившись кисточками и лопатками, извлекали из земли настоящие артефакты, которые по всем правилам археологии были зафиксированы, отрисованы и атрибутированы. Через два дня все находки представили на специализированной выставке.
Мальчишки тоже не сидели без дела. Тренер из «Бузы» (клуб русского рукопашного боя) каждый день проводил с ними занятия. Подобные молодецкие забавы – неотъемлемая составляющая мужского воспитания в народной культуре. Это и способ потренироваться в силе и ловкости, и возможность выплеснуть подростковую энергию. Глядя на то, с какой радостью подростки «бузили», невольно задумываешься о скучных уроках физкультуры в школе. Вот вам, господа методисты, готовая программа обучения. Не надо изобретать велосипед! Возьмите то, что наши прадеды уже давно придумали, и общество забудет о подростковой преступности, о беспризорности.
Еще мальчишки со взрослыми делали бумажных змеев. Кропотливое занятие осилили не все, но несколько змеев все же покорили небо.
На веранде для мальчишек были поставлены инструменты и привезена целая гора столярных «отходов» – обрезков дерева. С утра до вечера слышался стук молотков, а «отходы» превращались в корабли и машины, в дома и мебель для кукол. Родители вместе с ребятами собирали этот незамысловатый конструктор, экспериментируя с формой и содержанием.
А рядом расположилась настоящая походная кузница с богатырем-кузнецом. Огненная кузня приковывала внимание всех мальчишек. Завораживающее зрелище, когда куски железного прута превращаются в пламенеющую ярко-красную розу!
Рядом стоял гончарный круг, и хотя гончар в наш «лагерь» так и не доехал, круг никогда не пустовал. Ребятня и взрослые вертели на нем из податливой волжской глины свои незамысловатые шедевры. «Глиняную» картину фестиваля дополнили два мастер-класса по изготовлению музыкального инструмента карины и глиняной свистульки.
Насвистелась ребятня вдоволь!
Вскоре среди нескольких сосен был натянут веревочный курс. Его нельзя назвать элементом традиционной русской культуры, но ребятня сразу полюбила эту забаву.
Для взрослых были организованы лекции по иконографии, знаменному пению, военной археологии. Был сделан исторический обзор событий 1612 года. А женщинам была прочитана лекция о приготовлении домашнего хлеба. Работал профессиональный педагог вокала.
Коллектив из села Давыдово привез... «свадьбу»! На поляне развернулось красочное действо, которое реконструировало обряд крестьянской свадьбы, начиная с вечерок и сватовства и заканчивая праздничным столом в доме жениха. Свою «свадьбу» показывали и нижегородцы. А члены клуба «Веретенце» поразили всех «кукольной свадьбой» – это целое представление, где героями были куклы.
После всего сказанного хочется сказать: «Уф!». Но впереди еще театр теней «Ученый Медведь»! Режиссер-постановщик, композитор, автор текста, художник. А еще музыканты, артисты, осветители… И все они мирно уживаются в... Андрее, Симе и Насте! С их появлением на фестивале детям открылся таинственный мир театра. Ребята делали мультфильмы, ставили свой спектакль. Несколько дней работала театральная мастерская – и результатом стал теневой спектакль «Прогулки по сказочному лесу», в котором исполнителями были дети.
Вообще вечера на фестивале заслуживают отдельного рассказа. После ужина проводились народные игры с детьми: «Заинька», «Дударь», «Золотые ворота» и др. Хороводы водили по всей поляне, закручиваясь в «Капустку».
Перед сном малышей ждала «Сказка на ночь», которую с интересом смотрели и взрослые. Обычно это были домашние постановки, но иногда свои спектакли показывали воскресные школы или знаменитый «Ученый Медведь».
Но и после сказок фестиваль не затихал. Далее начинались вечерки, которые длились часов до трех ночи, а самые стойкие расходились к пяти утра. В центре поляны разводили костер, вокруг которого кипела жизнь. Участники рассказывали о своих поездках, встречах, этнографических экспедициях, обменивались мнениями. Все это сопровождалось пением песен. А рядом на танцы собирался народ. Вечерок все ждали с нетерпением – и взрослые, и дети. Только не надо путать их с дискотекой – нельзя сравнить Божий дар с яичницей!
Обычно вечерка начиналась удивительным по красоте хороводом «Белорыбица». Под размеренное пение идут перестройки пар. Какая гармония песни и танца!
Далее идут краковяк, кадриль – и потом «улица». Два-три часа переходов, перестроек, кружений и пр. Всем управлял опытный фольклорист, который показывал движения и руководил переходами. Любой человек мог встать в круг и включиться в танец. Иногда в танце участвовало более 50 человек! Необыкновенное чувство – единение всех, взрослых и детей, в одном движении, в одном дыхании. И никакой усталости! Наоборот, два часа танца – и силы восстановлены! Так вот почему в летнюю страду после целого дня тяжелых крестьянских работ все пускались в пляс, а не валились без ног на диван перед телевизором! Танец состоит из таких движений, которые снимают напряжение мышц и наполняют тело новой силой.
Скажем два слова о социальной роли танца в традиционной русской культуре. С самого раннего возраста ребенок был вовлечен в мир игры и танца. Зачем? Ведь в народной педагогике нет ничего лишнего? Наблюдая за детьми (прежде всего своими) я увидела, что народная игра раскрепощает ребенка, раскрывает его, стирает страхи перед сверстниками. Игра мягко социализирует ребенка. Никакие занятия в детском саду не сделают того, что сделает народная игра. В процессе игры у ребенка складываются симпатии и привязанности. В подростковом возрасте через игру и танец идет подбор возможного спутника жизни. Вот основная цель народных игр! В танце человек, как на ладони. Видишь его характер, чувствуешь биоритмы. Перестройки и переходы способствуют тому, чтобы каждый потанцевал с каждым. К годам шестнадцати в традиционном обществе уже складывались некие, что ли, предпочтения. Вот и объяснение, почему раньше не было разводов, а сегодня каждый второй брак распадается. Просто дети перестали... танцевать!
Размышляя об увиденном, мы ехали обратно в пыльную Москву, возвращаясь из такого разумного и понятного прошлого в нашу бестолковую и серую суету.
Конечно, нельзя дважды войти в одну реку. И, конечно, невозможно, восстановить то, что до основания разрушено. Более ста лет народный быт жестоко искоренялся, навязывались чуждые понятия. Народные игры заменились эстафетами, хороводы – дискотеками, духовные песни – роком, семья – гражданским браком, церковь – домом культуры… А Любовь? Чем ее заменить? Она тихо и незаметно уходит из нашей жизни, и однажды мы проснемся без Любви и без Бога!..
Так, может, если она еще не умерла, мы успеем что-то сделать? Вернемся в семью, будем рожать детей и воспитывать их сами, а не сдавать государству, выключим телевизор, будем читать хорошие книги и петь добрые песни, водить хороводы и шить сарафаны. А, может, вообще бежать из смрадного города!
P.S. Перерождение наших друзей состоялось, и мы, еще не успев вернуться, ждем следующего года, когда снова поедем на Семейный фестиваль.
А вы с нами?