Пасха — красная?
Настоятель храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский и диакон Александр Растворов во время каждения на ночной пасхальной утрене. Фото Ивана Джабира, 2023 год
Один из самых ликующих моментов пасхального богослужения — тот, когда кадящие священники и дьякон, радостно выкрикивая «Христос воскресе!», чуть что не обегают храм и толпящийся народ. «Воистину воскресе!» волнами катится в ответ, заглушая скорое пение хора. Это пасхальная утреня, канон. Облачения меняются как в калейдоскопе: красный, зеленый, золотой, голубой... Говорят, что раньше купцы соревновались в благотворительности — кто больше разных облачений пожертвует храму; чтобы уважить их, священники старались все их надеть во время пасхального богослужения. Правда это или быль, но цвет богослужебных облачений, также как цвета в изображениях на иконах, настенных росписях, убранстве храма имеет свое символическое значение.
В облачениях священнослужителей в современной практике по существу присутствует два явления: белый цвет как символ Божественного нетварного света, все семь цветов спектра, которые белый включает в себя; и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства. Все цвета символизируют духовное значение празднуемых святых или священных событий, которые по усвоенным им в Церкви цветам одеяний можно объединить в основные группы: 1. Памяти Господа Иисуса Христа (т.н. господские праздники), пророков, апостолов и святителей; цвет облачений — золотой (желтый). 2. Памяти Богородицы, бесплотных сил, свв. дев и девственников; цвет — голубой и белый. 3. Памяти Креста Господня; цвет — фиолетовый или темно-красный. 4. Памяти мучеников; цвет — красный; темно-красные облачения также полагаются в Великий Четверг. 5. Памяти преподобных, подвижников, юродивых; цвет — зеленый. Зеленые облачения также усвоены дню Св. Троицы, Входу Господню в Иерусалим, дню Св. Духа. И в том и в другом случае зеленый цвет образуется сочетанием голубого, символизирующего Св. Духа, и желтого — царского цвета Господа Иисуса Христа. 6. В посты облачения темно-синие, фиолетовые, темно-зеленые, темно-красные и черные (последние — особенно в дни Великого поста). Погребения совершаются, как правило, в белых облачениях.
Духовенство и алтарники храма мученицы Татианы при МГУ после ночной Пасхальной литургии. Фото Ивана Джабира, 2023 год
Таким образом, цветовая гамма церковного убранства (и древних икон) напоминает нам о связи между Ветхим и Новым Заветами: ведь семь цветов спектра — это радуга, представленная Богом Ною как знамение «завета вечного между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле» (Быт. 9, 16), мост между жизнью временной и вечной в Царстве Небесном. И связь эта осуществляется Христом и во Христе, ходатайствующем за все человечество; поэтому радуга — это не что иное, как образ сияния славы Господа (см. Откр. 4, 3).
В радуге красок есть три самостоятельных цвета, от которых образуются четыре остальные. Это красный, желтый и голубой. Смешивая их можно получить зеленый, фиолетовый, оранжевый, синий. Так в старину получали краски иконописцы. Три непроизводные и четыре производные цвета соответствуют представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении. Каждый из самостоятельных цветов может быть преимущественно соотнесен с одним из Лиц Св. Троицы. Красный цвет, как цвет пламенной любви и огня — любви Создателя к Своему творению и огня поядающего, явленного Израилю в образе неопалимой купины и в виде огненного столпа — символизирует Бога Отца. Сыну Божию как «сиянию славы Отчей», «Царю мира» и «Архиерею грядущих благ» более всего соответствует золотой (желтый) цвет царского и архиерейского достоинства. Существо Духа Святого лучше всего выражается в голубом цвете неба, изливающего дары Св. Духа и Его благодати. Небо материальное — отображение Неба духовного, области небесного бытия; недаром третья ипостась Св. Троицы именуется Царем Небесным. Конечно, Лица Св. Троицы едины в своем существе, поэтому любой из этих цветов может символически отражать представления о любой ипостаси Божества.
Эти основные понятия о значении цветов дают возможность толковать смысл церковных облачений. Итак, Пасха Христова начинается в белых — в знак Божественного света, возсиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но уже литургия (а затем и вся Светлая седмица) служится в красных ризах, означающих торжество неизреченной пламенной любви Божией к человеческому роду, явленной в искупительном подвиге Сына Божия. Обычай менять облачения на каждой из 8 песен канона, о которой мы говорили в начале, — традиция московская. И как бы то ни было, в ней есть смысл: поскольку Пасха называется праздников праздником и торжеством из торжеств, то игра цветов радуги в смене облачений очень соответствует ее духу. Не стоит также забывать, что красный цвет — цвет мученичества, пролитой за нас крови; и, в первую очередь, — Самим Господом на Кресте. Так, для нас «Пасха красная» переливается множеством значений: это и красные облачения праздника, и его красота и благолепие («красный» как «красивый»), и непорочность пострадавшего Спасителя (само слово «пасха» не только название праздника, но и метафорическое именование Христа — жертвенного Агнца: «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7)), и цвет Его царской багряницы и крови Бога, спасшего всех нас, подарив тем самым великую радость.
Впервые опубликовано 18 апреля 2009 года