Сюрпризы «Ночи музеев»
Ночь музеев - это когда многие экспозиции работают до 2.00 или даже до 5.00, когда вход на них бесплатный, а осмотр выставок сопровождается бесплатными же экскурсиями, концертами и тематическими представлениями. В общем, интересного много.
В этом году, в ночь с 17 на 18 мая, Москва присоединилась к числу европейских столиц, проводящих акцию «Ночь музеев». Ночь музеев - это когда многие экспозиции работают до 2.00 или даже до 5.00, когда вход на них бесплатный, а осмотр выставок сопровождается бесплатными же экскурсиями, концертами и тематическими представлениями. В общем, интересного много. Акция была широко разрекламирована и, соответственно, посещаема. Опытом проведения одного субботнего вечера делятся корреспонденты «ТД» Наталья Гурова, Александр Болмасов, Лидия Голяева, Мария Хорькова и Александра Сопова.
Впечатления оказались разными, тексты тоже весьма непохожи. Оцените сами, а в конце и мы попробуем проанализировать этот коллективный опыт...
Наталья Гурова (музей Маяковского, музей Высоцкого): Приятно видеть такие порывы!
Еще до вечера пятницы в Яндексе висела новость: «Ночь музеев готовит сюрпризы». И в правду сюрпризы были. Но не сказать, что очень приятные.
Кончено, это культурное начинание в нашей стране можно только поддержать, но... Когда нельзя попасть ни в один музей из-за огромных очередей, когда запись на концерты/чтение стихов/театральные постановки прекратилась еще в середине недели, когда много-много пьяных мальчиков и девочек идут воспринимать искусство...Это уже совсем не похоже на культурное событие. Мы были в музее Маяковского, решили внять уверениям Марины Селиверстовой. Не пожалели. Экскурсоводы были милыми и приветливыми, сказали, что «сегодня можно все». Только вот на те же чтения и концерты в музее попасть не удалось. Очередь на вход тянулась до конца фойе. В музее В.Высоцкого на Таганке была та же история. Дошло даже до того, что некоторые страждущие начали чуть ли не торговаться с администрацией, чтобы попасть в здание: «Ну, вы хотя бы дверь откройте! Разве так уж и не втиснуться? А может попробовать?» На дворе было уже 23.00. Приятно видеть такие порывы!
В СМИ прошла информация, что бесплатные автобусы будут возить желающих по музеям, а потом доставлять домой. Один из маршрутов должен был курсировать от музея Высоцкого, но ничего такого не было. Сами администраторы только посмеялись и представили, как всех желающих будут развозить по домам.
На Винзавод идти инстинктивно не хотелось, потому что гуляние там предполагалось до 5 утра. И немного подумав, решили, что это будет похоже на свалку. Как позже выяснилось, некоторые знакомые туда даже войти не смогли, потому что очередь тянулась от самой Курской. В блогах писали разное. Кто-то был недоволен толпами и антикультурой, а кто-то напротив встретил интересных и красивых людей. При этом ничтожно мало слов об искусстве.
Собственно, в этом и минус подобного рода мероприятий. Хочешь посмотреть на картины, понять, почувствовать, лучше иди в обычный день в узком кругу «со»-чувствующих. Самое интересное, что большинство мероприятий, экскурсий и т.п. - базовые пункты работы всех этих музеев. Только в обычные дни ими мало кто пользуется.
Вот и получаются, что народ идет тогда, когда об этом напишут во всех газетах, скажут по ТВ, хорошо пропиарят в интернете. И выходит массовый эффект. А так никому особо и не надо. Хотя, нет. Вру, конечно. Есть те, кто ходит, посещает, заботится о своем культурном уровне и т.п.
Александр Болмасов (церемония развода пеших и конных караулов Президентского полка на Красной площади)
...Загнанный в угол Красной площади, огороженный с одной стороны странным куполом с белыми звездами, с другой витринами бутиков ГУМа, торжественный развод караула смотрелся в лучшем случае как ночная тренировка.
Первым и главным пунктом в моей культурной программе значилась уникальное в своем роде действо - церемония развода пеших и конных караулов Президентского полка. Особенность этого мероприятия в том, что местом его проведения традиционно является Соборная площадь московского Кремля. Разумеется, желающих посмотреть на поражающий своей торжественностью и пропитанный духом государственности церемониал собралось очень много, однако не все могли быстро пройти через милицейские металлоискатели и оказаться у места действа. А действо, надо сказать, заслуживало внимания - под негромкое сопровождение военного оркестра караулы Президентского полка совершали свои упражнения с оружием и демонстрировали навыки выездки. Прекрасная выправка участников развода, красота мундиров, блеск оружия и грация коней - зрелище весьма впечатляющее и для многих россиян пока еще не вполне привычное. Однако в отличие от того же церемониала, совершаемого на Соборной площади, где он является не просто центром внимания, но и органично сочетается с окружающим архитектурным ансамблем, на этот раз действу ощутимо недоставало торжественности. Загнанный в угол Красной площади, огороженный с одной стороны странным куполом с белыми звездами, с другой витринами бутиков ГУМа, торжественный развод караула смотрелся в лучшем случае как ночная тренировка. Вместо пронзительно звенящей тишины, блеска маковок соборов и замерших затаив дыхание зрителей был лес рук с камерами, омываемый потоком страждущих семейств, снующих в поисках хоть маломальской возможности увидеть церемонию, перезвон мобильных телефонов и всхлипывания разочарованных детишек. В целом же можно констатировать, что развод состоялся и удался.
Насладившись общением с согражданами на Красной площади, многие почитатели мира прекрасного решили продолжить культурную программу теплой майской ночи и посетить один из многочисленных музеев, любезно распахивающих в эту ночь свои двери для ночных посетителей. Как сообщалось прежде в анонсах СМИ, с 19:00 17 мая до 2:00 18 мая будут открыты для свободного доступа все городские и большинство федеральных и частных музеев и выставочных залов столицы, и что всего в акции примут участия более 100 организаций. Однако, как оказалось на практике, данная информация требовала дополнительного уточнения. О том, что далеко не все участвующие в акции музеи открыты до 2 ночи, о том, что администрация некоторых из них установит квоты на количество посетителей, население столицы и доверчивые ее гости узнавали уже у любезных сотрудников милиции, из скромных листочков на глухо запертых музейных воротах. При этом надо отдать должное работникам правоохранительных органов, которые, на удивление фрустрированных почитателей мира прекрасного, исключительно вежливо и с на редкость искренним пониманием отнеслись к столь неловкой ситуации, в которую все попали. Последний гвоздь в крышку акции пытливые граждане получали при попытке обратиться за справкой в не так давно появившиеся на улицах Москвы информационно-справочные терминалы - их контент, касающийся московских музеев, был предельно строг и сух.
***
И всё же.... Места надо знать. Есть среди музеев популярные, а есть - малоизвестные, в одном из которых наши герои оказались единственными посетителями:
Лидия Голяева (Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева»)
...А вот и личные вещи Алексея Федоровича Лосева. Среди них его читательский билет с надписью МГПИ им. Ленина и печатью на первой странице «Перерегистрировано 82/83 гг.». Рука тянется в сумку. Достаю из кармана свой ещё совсем новый читательский билет. Твердая обложка. На первой странице печать «Перерегистрировано 2007/2008». Невольно подумалось: «Сколько лет прошло - а читательские почти не изменились».
Обычным субботним вечером три студента факультета журналистики МГУ имени Ломоносова собрались в центре зала на переполненной станции метро «Библиотека имени Ленина». Но путь их лежал в иную библиотеку, совсем не такую известную, как та, что названа столь кровавым именем. Три студента отправились на Старый Арбат, 33 в Библиотеку истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева».
Из тех людей, кто ежедневно прогуливается по Арбату, лишь единицы замечают небольшую табличку напротив театра имени Евгения Вахтангова.
Осторожно входим внутрь. Библиотечная тишина. Кроме трёх студентов в музее никого нет. Виктор Борисович, библиотекарь, проводит экскурсию и для столь немногочисленных посетителей (позднее к нам присоединяется ещё одна женщина).
Итак, нас четверо.
В небольшой ярко-освещённой комнате (автору материала экспозиция представлялась в огромном блестящем зале) - несколько витрин с письмами и набросками будущих научных трудов. Нам показывают книгу Азы Алибековны Тахо-Годи, второй жены Алексея Федоровича, «Лосев» (это и по сей день его лучшая биография).
На стенах - фотографии самого философа, его родных, мест его заключения. Будучи на строительстве Беломорканала, Лосев переписывался со своей первой женой В.Ф. Соколовой-Лосевой, которая в то время находилась в другом лагере. Письма, несомненно, подвергались цензуре, но это уникальный случай, когда переписка между лагерями была разрешена.
В вертикальных стеклянных витринах выставлены научные работы: «Диалектика мифа», «Гомер» и другие. Это был философ с разносторонними интересами: сначала студент Московского университета, окончивший два отделения - классической филологии и философии, позднее заключённый, изучавший математику с соседями по нарам, а затем профессор и преподаватель античной философии, древних языков, истории эстетики и логики.
Сколько отчаяния должно было родиться в этом человеке от испытаний, таких обычных в сталинские времена и таких невыносимых для мыслящих людей. Сколько раз его рукописи отправлялись под нож! Сколько раз он думал, что всё утрачено бесследно и начинал работу заново. Человек, который тайно принял монашеский постриг, жил наукой и трудился на её благо до тех пор, пока полностью не ослеп в 1944 году. А еще в 30-е годы началась его травля в советской прессе. Максим Горький принял в ней активное участие.
Самые тяжелые препятствия на жизненном пути Алексей Федорович преодолевал с именем Божиим на устах. В 1933 году, измученный лагерным пленом, Лосев в своей молитве просил Господа, чтобы Тот даровал ему возможность прожить ещё немного и передать знания будущим поколениям. Его освободили по инвалидности на следующий же день. Мог ли Лосев тогда предположить, что доживёт до 95 лет...
Научный труд А.Ф. Лосева о Владимире Соловьёве в 80-е годы просматривал сам Ю.В. Андропов. Чудом она попала в печать в сильно сокращённом варианте.
А вот и личные вещи Алексея Федоровича Лосева. Среди них его читательский билет с надписью МГПИ им. Ленина и печатью на первой странице «Перерегистрировано 82/83 гг.». Рука тянется в сумку. Достаю из кармана свой ещё совсем новый читательский билет. Твердая обложка. На первой странице печать «Перерегистрировано 2007/2008». Невольно подумалось: «Сколько лет прошло - а читательские почти не изменились».
Знаменитая чёрная шапочка Алексея Федоровича, без которой он никогда не появлялся на публике, является частью экспозиции Дома А.Ф. Лосева. Не хватает только его изящных круглых очков.
И, наконец, соломенное кресло-качалка в углу. Одинокое, оно как будто ждёт своего хозяина. Ждёт, что вот сейчас он войдёт в эту комнату и как прежде сядет диктовать жене свои труды - богатство русской научной мысли. Рукописи, которые не горели в огне и не тонули в воде. А главное - прошли проверку временем.
На Старом Арбате всё также звенел фонтан «Принцесса Турандот», играли на гитаре местные неформалы, люди ступали по цветным надписям на каменных плитах и только в маленькой ярко-освещённой комнате Дома А.Ф. Лосева, откуда только что вышли три студента журфака МГУ, оставалось ощущение чеховской «правды и красоты», к которой так хочется вернуться.
Александра Сопова, Мария Хорькова (музей Маяковского)
...какая мощь - ну куда уж мощнее Владимира Владимировича - и какой немощью, каким бессилием оказывается без главного...
Неожиданно бурной оказалась дискуссия о поэте и его музее, и мы решили посмотреть экспозицию, так сказать, глазами барышень «взрослых» и «воцерковленных». А «Ночь музеев» еще и обещала бонусы: бесплатный вход, экскурсии, концерты, чтение стихов... Правда, на чтение стихов мы не успели из-за всенощной, от экскурсии сами отказались (ну хоть чему-то на филфаке нас научили, что-то о Маяковском мы знаем), а на концерт идти не решились - жестковатой казалась доносившаяся из зала музыка. Зато в тот вечер можно было фотографировать и фотографироваться, чуть ли не в обнимку с экспонатами.
И вот, мы ходили, ходили среди конструктивизма и непраздной публики. И вот что вынесли...
Какая мощь - ну куда уж мощнее Владимира Владимировича - и какой немощью, каким бессилием оказывается без главного...
Какие стихи можно писать, какою любовью можно любить - и как это все бессмысленно, если от Смысла наотрез отказаться... И кошмар, ужас, разложение начинается уже здесь, а даже не в вечности... Много поместилось на огромной странице "Литературки", посвященной самоубийству, осуждения - от партийных органов, литераторов, друзей. И как нелепа аргументация этих упреков: не революционно, не коммунистически, не по-партийному...
А дизайнерское решение музея - отдельное произведение конструктивистского искусства. Что может оцениваться по-разному, но не оцениваться не может.
Бонусы
Вот так по-разному проводили мы вечер между всенощной и литургией. Кому-то досталась звенящая музейная тишина, кому-то жаждущие зрелищ толпы... А ведь, несмотря на нестроения, мероприятие стоящее: и интерес к музеям активизирует, и людей стимулирует к осмысленному проведению досуга, и музеи в тонусе держит (и, надеемся, поддерживает). Организация, конечно, не идеальна, но акция состоялась, и довольные ею точно есть. Да и как можно подходить к этому делу потребительски? И, пожалуй, в следующем году (если акция станет традиционной) стоит обратить внимание на музеи не особо известные, но способные щедро одарить всякого в них входящего.
Подготовила Мария Хорькова