«Двенадцать» по-американски: загадки, вопросы, ответы
Загадки ли?
Несмотря на то, что любопытных проектов на Винзаводе множество, целью нашего визита был лишь один -«Двенадцать». Барбары Крюгер Правда, здесь «12» значит нечто иное, нежели в одноименном фильме Никиты Михалкова. Часть авторского замысла понятна и без изощренных «дешифровок»: перед нами двенадцать разговоров, которые длятся двенадцать минут. Вот и разгадка названия. А, собственно, почему «разгадка»? Здесь автор, кажется, вовсе не играет со зрителем в «вечную» игру искусства: скрытые смыслы, многослойность... - «пойми мой текст, разгадай его». Кажется, что у Барбары Крюгер всё просто: «Для меня искусство - просто ежедневная работа, исследование, антропология, создание комментария. Я делаю работы о том, чем мы являемся друг для друга, как сосуществуем вместе - в инсталляции «Двенадцать» это разговоры разных людей: подростков, бизнесменов, мужа с женой и детьми...»[1] Вот так. «Просто сценки». Зато когда первый раз оказываешься внутри этой инсталляции, то кажется, что попал в антиутопию (типа «451 по Фаренгейту» Бредбери - помните, там были телеэкраны размером со стену?). Так и здесь: на все четыре стены небольшого квадратного зала транслируется видео. Зритель находится посередине, и никогда не может увидеть всех участников ситуации одновременно: например, если это диалог, то его участники «находятся» на противоположных стенах... И всё это поражает не техническими изысками, а смесью натурализма с ирреальностью: оглушительным, например, кажется хруст чипсов, которые дожевывает мужчина, прежде, чем сказать первое слово - «бытовуха» какая-то, но передана современными техническими средствами.... Актеры не сильно загримированы - видны все неровности кожи, звук не сильно «вычищен» - слышно дыхание... Ты напряженно вслушиваешься в разговоры, судорожно вчитываешься в бегущую строку, которая передает в данном случае не слова, а мысли героев, вертишь головой, в попытке связать воедино происходящее на разных экранах - и ... не можешь, не можешь...
А вот это уже настоящая загадка.
И загадки, и вопросы
По здравом размышлении, этот «видеоарт» куда больше похож на жизнь, чем какой-нибудь эпизод из «реалистических» романов Льва Толстого. В реальности мы не так уж часто можем видеть одновременно всех участников разговора, и уж почти никогда - читать их мысли. В классической литературе, даже с филигранной «диалектикой души» мир подровнен, подправлен, линейно организован. Не то в жизни. А в жизни - что? В жизни, скорее, так, как у Крюгер: каждый существует сам по себе, не понимая, не слыша, не видя другого.
Вот одна зарисовка. Жена бранит своего мужа за то, что он читает за едой газету. Он отвечает - «Это важно. Это жизнь». Жена возмущенно откликается: «Это (имея в виду семью) - жизнь. Одновременно она спорит с дочерью из-за какого-то пустяка. При этом субтитры выражают их мысли. Мать: «И зачем я родила детей?»; дочь: «Как я смогу сделать так, чтобы не превратиться в нее?». Думаю, немного тех, кто не видел подобного в жизни.
В том и «соль» (или «изюминка»?), в том и притягательность - сценки показывают нашу с вами жизнь. И говорящие обращаются не только друг к другу, но и к зрителю. И обращаются очень активно. Стоишь в толпе, смотришь на экран - а кажется, что разговариваешь тет-а-тет: с отцом семейства, который отгораживается от своих близкий газетой; с девушкой, чей парень ушел к ее лучшей подруге; с молодым менеджером, который, сидя на переговорах, думает о себе и окружающих - «выглядишь, как победитель, а чувствуешь себя, как неудачник». Эти лица с экранов снова и снова обращаются к тебе с вопросом: а что за жизнь-то такая? Ответь!
Ответы
Художник не дает ответов, и даже не должен, считает Барбара Крюгер. Его предназначение - поставить вопрос, четко и правильно. «Основная задача - посеять сомнение в головах зрителей»[2], - говорит о своих проектах Крюгер. И что же делать с этим сомнением? Искать выход. Хотя бы просто искать. Не отгораживаться газетой. Не отводить глаза. Пытаться услышать другого.
Проект Крюгер - это некий «комментарий» к жизни. Ведь сколь бы незамысловатыми ни казались сценки, сменяющие друг друга на огромных экранах, посвящены они вещам главным, сущностным: любви, работе, семье. Значит, это важно. Это - востребовано. Мы еще не всё об этом сказали, а сказать об этом - необходимо.
Выставка открыта до 29 июня.
[1] Time Out http://www.timeout.ru/journal/feature/2621/