Священники Русской Православной Церкви делятся мнением о том, чем лечить болезни образования
Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник» считает, что кризис образования носит системный характер. «Связано это с отсутствием понимания, куда двигаться нашей стране. Пока нет общей системы государственного строительства, метания в сфере образования - и не только - будут продолжаться», - сказал он. «Еще одной причиной является нерациональное вложение денег в развитие преобразований. Например, на непонятную реформу и принятие ЕГЭ средства находятся.
«Престиж школы падает и из-за низкой зарплаты педагогов. Кто сейчас поступает в педагогический институт? Те, то никуда не смог больше поступить. Энтузиастов, которые действительно идут туда по призванию, становится все меньше, это единицы», - говорит отец Максим.
«Должно быть так, чтобы в учителя шли лучшие люди, которые не тратили бы свое время и силы на огромные нагрузки, беря по 2-3 ставки. Зарплата должна быть минимум в пять раз выше нынешней. И все эти проблемы вполне решаемы, если подходить к ним обдуманно и взвешенно».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, также находит нынешнее состояние образования в России весьма плачевным.
«Образование - это наше национальное достояние. Это одно из дел первостепенной важности. К образованию нельзя относиться с критерием “числом поболее, ценою подешевле”. Вкладывая деньги в приобретение зарубежных технологий, мы на самом деле приобретаем достижения вчерашнего дня, а развивая качественное доступное образование, мы получим достижения дня завтрашнего», - сказал он.
«На протяжении нескольких десятилетий наша система образования по праву считалась одной из лучших в мире. Во всех сферах культуры и науки наши достижения были значительны и бесспорны. Правительство должно прикладывать все силы, чтобы это достояние хранить и преумножать. Всем вместе нужно искать пути выхода из этого системного кризиса. Кризис этот уже слишком глубокий и обширный. Выход из него является задачей государственной важности», - заключил он.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма мученицы Татианы при МГУ, отметил, что в высшей школе дела идут не лучше, чем в средней. «Состояние высшей школы нельзя охарактеризовать иначе как кризисное. Во многом это связано с обилием псевдоуниверситетов и псевдовузов, обилием надуманных и ненужных специальностей. Все это нужно резко сократить», - сказал он.
«Высшее образование представляется большинству школьников как бы естественным продолжением среднего. Но получить серьезное высшее образование объективно способны не более 20% выпускников средней школы. Происходит фальсификация. Для поднятия уровня высшего образования необходимо отчислять всех неспособных студентов по результатам первой сессии или первого года обучения, - а у нас такого даже представить себе не могут», - констатировал отец Максим.
«Система ЕГЭ в корне порочна. Уже только в силу федеративного устройства и отсутствия должного контроля положительный результат достигнут не будет», - добавил он.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, видит в кризисе образования последствия слепого копирования западных моделей.
«Проблемы в нашем образовании связаны, на мой взгляд, с тем, что реформаторы ориентируются на западные стандарты, отказываясь от наших собственных, вполне успешных, традиций образования. И вот дети перестают читать, аналитически мыслить и вникать в сущность проблем, а хотят скользить по верхам. Везде звучит установка, что дети перегружены, что нужно сокращать программы. В результате мы получаем людей малообразованных, не способных к осмыслению ситуации, но способных только потреблять и потреблять», - сказал он.
«Это одна из важнейших стратегических проблем. Разумеется, дать бесплатное образование высокого качества поголовно всем детям государство не в состоянии. Но оно должно, по крайней мере, предусмотреть возможность получения его детьми способными. К сожалению, такой программы нет. Та, что есть, рассчитана на общий средне-низкий уровень, а хорошее, но платное образование не по карману бедным семьям. Вот и получается, что хорошее образование недоступно способным, но бедным детям, но доступно неспособным, но богатым», - отметил иеромонах.
«Безусловно, система государственного бесплатного образования, опирающаяся на лучшие отечественные и зарубежные образцы, должна существовать. Но пока, к сожалению, разрушается и то хорошее, что еще осталось. Если государство не решит эту проблему, мы останемся без будущего», - заключил отец Тихон.