Cодружество «Даждь»: собираем личностей. Часть 2
А.: А, собственно говоря, чего быть инертным?! Просто думают, наверно, что нужно сделать что-то большое... На самом деле нет, в меру своих сил.
Д.: Самое главное - это человеческое внимание. Я надеюсь, что это будет развиваться. Надо закладывать традицию благотворительных концертов. Надо устраивать концерты в больницах. Я считаю, что музыкант должен заниматься своим делом. Если у тебя есть талант, то ты пой. Чем лучше ты поешь, чем лучше у тебя песни, тем больше ты поднимаешь людей и себя на какой-то уровень.
А.: И пробуждаешь добрые чувства.
Д.: Конечно, не каждый музыкант обязан быть донором, но у кого есть возможность, тот, может, им и станет. У каждого есть свое призвание, я считаю. А вдруг кто-то придет на концерт и найдет себя в волонтерстве, в донорстве. Люди-то притягиваются. Есть такой закон. Даже если один-два человека себя в этом найдут, смогут проявить - уже хорошо. Каждый человек - он ценен.
Вот на наших студиях, если приходит один, я очень радуюсь, тем более, когда песни хорошие. Мы пытаемся всех собирать.
- И всем даете возможность выступать?
<!--[if gte vml 1]--> Д.: Да. В «Факеле» раз в месяц открытие студии (концерты, на которых играют участники еженедельных студий. - О.Д.). Человек имеет возможность набираться опыта. Потом, если его наш масштаб не устраивает, он может сделать что-то большее, куда-то еще податься. Другое дело, что сейчас особо подаваться некуда. Это что касается акустики. Потому что с электричеством, конечно, проще. Но у нас акустика в основном, так сложилось исторически. Человек с гитарой - это наш человек. Приоритет, разумеется, тем, у кого уровень высокий. А если у других есть стимул расти, мы говорим: растите. Я стараюсь и менее опытный народ приглашать на концерты, но тогда они должны отвечать за свое творчество.
А в принципе содружество «Даждь» собирает личностей. У нас весь народ необычный, интересный. Нет серых лиц, все разные, но каждый со своим лицом. И соответственно у нас разные слушатели, нет одной массы. И вообще кумиров мы не поощряем. Иногда какого-нибудь автора приглашаем, и приходит кучка народа, они до концерта где-нибудь спрячутся, пиво пьют, ждут, когда же там «наш» выйдет. Я говорю: «Идите, послушайте, там же все интересно!»
Это традиция, это привычно. Для некоторых людей нормально прийти напиться. Это же рок-клуб. А рок - это некая современная форма подачи музыки, и все. Но главное же - содержание.
- Какие направления деятельности у содружества «Даждь», кроме музыкальных? У вас в буклете сказано, например, про труднические поездки в монастыри.
А.: Ну, «труднические поездки» - это громко сказано. У нас все скромно. Вот в этом году мы познакомились с Павлом Федосовым, он организует поездки на Анзер, остров Соловецкого архипелага, там группа из тридцати человек. А у нас была самое большое - семнадцать человек, и всего пока было три поездки.
Д.: Первый раз мы поехали на Соловки так. Есть клуб христианского творчества «Мелос», организованный Игорем Стригуном. Он хотел сделать разведку и, может быть, организовать там, со временем, православный фестиваль. И мы поехали, была такая делегация. Там не было речи о трудничестве. Мы приехали просто как паломники, ну и посмотреть обстановку. Поговорили с архимандритом, сходили в разные места на экскурсии, и вдруг все для себя уяснили, что делать там фестиваль не имеет смысла.
А.: Архимандрит Иосиф, наместник монастыря, сказал, что Соловки - это место, откуда надо увозить. То есть там надо набираться впечатлений, сил. Но к тому моменту нам всем это было уже понятно.
А вторая поездка организовалась как-то вдруг и оказалась самой продуктивной. Получилось, что собралось много людей, самых разных. Там были и музыканты, и слушатели фестиваля «Даждь», и просто какие-то знакомые.
А.: В принципе это задумывается как «музыканты и слушатели». Но многие присоединяются со стороны, почему-то людям удобно ездить группой. Кто-то, побывав там один раз, потом ездит самостоятельно.
- То есть любой человек может приехать в одиночку и стать трудником?
А.: Да, именно Соловки в этом смысле хороши. Есть даже какой-то супер-популярный период, когда многие туда едут. И они стараются не принимать в это время паломников. Главное - заранее предупредить. И там обстановка хорошая, для рокеров более-менее приемлемая. Там должная мера несвободы и должная мера свободы. Конечно, если ты куришь и напиваешься, тебе везде будет тяжело в таких местах, но если ты готов...
Д.: Вообще Соловки отрезвляют. Народ заметно вразумляется.
А.: И нельзя сказать, что для музыкантов эти поездки прошли бесследно. Как-то повлияли на их творчество, конечно. Место такое.
- А какая там работа?
А.: Там разная работа. Для девушек, допустим, была работа на кухне, посуду мыли, на стол накрывали.
Д.: Мы обычно в августе бывали - там хозяйственные работы, кухня, а в июле - всякие сенокосы, прополки...
А.: Эти поездки - это опять же попытка показать, что да, сложно, но если действительно хотеть что-то делать, то все можно. И поездки, и журналы, и газеты - все возможно.
- Кстати, насчет журналов: пару слов об альманахе «Паруслов», который вы выпускаете...
А.: «Паруслов» - это самиздат. Выходит с 2002 года. Придумали мы его с двумя девушками - Юлией Строкович, она музыкальный журналист, и Натальей Багровниковой, художницей. Самый верный кадр - это Ольга Лехтонен, которая занимается версткой. Постепенно появились постоянные корректоры. Близко мы познакомились с ними тоже на Соловках, они из среды слушателей. Сначала все это задумывалось как признание в любви музыкантам, мы печатали их тексты. Потом появились еще побочные материалы. Разные люди приходят, и разные темы приходят вместе с ними. Сейчас творчество музыкантов занимает всего одну рубрику. Там очень много всего. О человеке.
У нас есть свобода. Если в больших журналах вынуждены думать, будут их читать или нет, то мы просто делаем то, что нам интересно. А сто читателей мы найдем. Альманах не привязан к каким-то срокам выпуска, а выходит два раза в год.
Д.: Вот, кстати, что мы еще делаем. Поскольку в клубе «Факел» мы живем давно, и нам там, по крайней мере, не мешают проводить какие-то мероприятия, мы стали организовывать регулярные рождественские и пасхальные концерты. Причем, если на фестиваль зовутся избранные исполнители, то на пасхальный или рождественский концерт можно дать заявку. Если люди хотят играть, они могут об этом сказать, и иногда, если есть возможность, они играют.
А.: Но тут надо балансировать между желанием себя проявить и желанием сказать что-то в рамках темы.
Д.: Вообще последние рождественские и пасхальные концерты мне понравились, они интересно проходят и уже стали регулярными. Я и хотел, чтобы это стало традицией, чтобы люди знали, что у нас такие радостные концерты проходят. Фестиваль для меня в последнее время превращается в привычку, а вот предстоящие благотворительный и пасхальный концерты сейчас интереснее.
А.: Это тоже уникальный опыт. Конечно, есть большие концерты, и там есть чему поучиться, но это немного другое. Тут для нас момент первооткрывательства.
Д.: Чем больше подобных концертов, тем больше воспитывается некая культура восприятия такого творчества. Я считаю, что акустическую музыку, поэтический рок надо слушать на том же уровне, что и классическую музыку. Я об уровне слушателей. Они должны быть к этому готовы. Для того чтобы классику воспринимать, надо иметь какие-то основы музыкальной культуры и культуры вообще, кругозор. То есть если люди хотят, чтобы было меньше попсы, у них есть задача расти, чтобы не-попсу они могли в принципе воспринять и понять.
Полная информация о содружестве «Даждь» на сайте http://dajd.ru/
Материал взят с сайта Православие.Ru. Печатается в сокращении. Полный текст: http://pravoslavie.ru/guest/080415004918