Война и Университет
Математика - наука абстрактная, теоретическая. Однако многие разработки университетских математиков послужили для решения чисто практических задач.
По заданию Главного артиллерийского управления Красной Армии академик А.Н. Колмогоров, который занимался теорией вероятностей, сделал исследование о наиболее выгодном рассеивании снарядов при стрельбе по площадям. В основе лежала чисто математическая теория, но благодаря грамотному ее применению академик оказал существенную помощь советской артиллерии: снаряды стали попадать в цель гораздо чаще. В 1942 г. сотрудники кафедры, где работал Колмогоров, составили таблицы бомбометания с малых высот при малых скоростях самолетов
Профессор А.Н. Тихонов вел исследования, связанные с противохимической защитой: разрабатывал математическую модель противогаза, занимался расчетами движения газового облака. Он руководил исследованиями по геофизике, которые послужили основой для развития нового направления - теории и методики использования электромагнитных полей для изучения внутреннего строения земной коры. Это позволило обнаружить новые месторождения полезных ископаемых, в том числе нефти, которая была очень необходима стране.
Большое значение для фронта имело развитие раздела математики под названием номография. Номограммы - особые чертежи - позволяют значительно сэкономить время вычислений и упрощают расчеты в некоторых задачах. Номограммы, изготовленные в специальном номографическом бюро при НИИ математики МГУ (под руководством известного геометра Н.А. Глаголева), применялись в военно-морском флоте, частях зенитной артиллерии, оборонявших советские города от налетов вражеской авиации. Осенью 1941 г. Н.А. Глаголев решил задачу по оптимальному размещению зенитных батарей вокруг Москвы и оказал неоценимую помощь обороне города.
Математические расчеты легли в основу многих достижений механики. Наибольших результатов механики МГУ достигли в гидро- и аэродинамики, газовой динамики, теории упругости и поластичности и в подземной механике. Были созданы истребители А.С. Яковлева и С.А. Лавочкина, штурмовики С.В. Ильюшина, бомбардировщики В.М. Петлякова. Особое значение при увеличении маневренности и скорости самолетов отводилось исследованиям характеристик крыльев.
Специальные разработки касались проблемы флаттера - произвольно возникающих во время полета вибраций крыла или хвостового оперения самолета, в результате которых самолет во время полета буквально распадался на куски. В короткие сроки профессор М.В. Келдыш с сотрудниками разработали математическую теорию флаттера и смогли предложить меры, исключающие явление флаттера.
Серьезную помощь авиации оказали научные исследования профессора Н.Г. Четаева по теории устойчивости движения. Благодаря разработанным им критериям авиаконструкторы смогли рассчитать устойчивость самолета при движении по земле (это помогало при конструировании взлетно-посадочных полос). Профессор занимался расчетами устойчивости снарядов и мин при полете. Он решил задачу определения оптимальной крутизны нарезки орудийных стволов.
На кафедре упругости, возглавляемой А.А. Ильюшиным, занимались расчетами. Касающимися прочности ледового покрытия. Эта работа сыграла большую роль при организации «дороги жизни», проложенной по льду Ладоги.
Входящий в состав МГУ Государственный астрономический институт имени П.К. Штренберга (ГАИШ). Он обеспечивал передачу точных радиосигналов для нужд армии, авиации и флота. Во время наступления врага на Москву ГАИШ был эвакуирован в Свердлоск, где был обустроены два павильона для наблюдения за так называемыми часовыми звездами. В двух герметических футлярах, из которых был выкачан воздух, хранились двое главных часов страны. Одни хранили время. Другие подавали сигнал в эфир. За время войны было выполнено свыше 600 уточнений времени, так что точность советских радиосигналов стала самой точной в Мире.
Сотрудники ГАИШ под руководством профессора Н.Д. Моисеева составили инструкцию «Как определить направление и время по Солнцу и звездам», предназначенную для бойцов. В 1941 -м она вышла тиражом в 200 тыс. экз., а в 1942 г. была переиздана в карманном формате (тираж 50 тыс. экз.).
Почтовые голуби, гормоны и витамины
Помощь ученых требовалась не только воевавшим, но и раненым. Многие умирали от потери крови. Профессор Б.А. Кудряшов создал уникальный препарат - тромбин, - который за 3-6 секунд свертывал изливавшуюся из раны кровь в сгусток - тромб - и останавливал кровотечение. Тромбин был незаменим на фронте. В 1942 г. была выпущена первая промышленная серия стерильного тромбина, но препарат быстро терял свою активность. Причиной этому была повышенная щелочность стекла, из которого делали ампулы. После устранения помех препарат получил широчайшее распространение. Б.А. Кудряшов сам обучал медработников применению тромбина в условиях фронта.
Завкафедрой биохимии биофака МГУ С.Е. Северин разработал рецептуру для увеличения сроков хранения донорской крови. Благодаря этим ученым многие люди остались живы.
В военных действиях участвовали не только люди, но и животные. Собаки уничтожали танки противника во время боя, выносили с фронта раненых... Это стало возможно, благодаря профессору МГУ Л.В. Крушинскому, который разработал уникальные методы дрессировки.
Военные не всегда могли надеяться на радистов и почтальонов. В некоторых ситуациях оказывались незаменимы ... почтовые голуби. Голубей на фронте не хватало, поэтому в НИИ морфологии МГУ исследовались возможности ранних выводков почтовых голубей, увеличения их плодовитости.
В ходе военных операций часто возникала необходимость спрятать орудие или другую технику. Самая удачная маскировка из «подручного» материала - ветки. Но иногда маскироваться нужно было долго, а совранные ветки высыхали и могли запросто «выдать» тайник врагу. Институт ботаники МГУ вел работы по сохранению зеленой окраски сорванных растений.
Но это все на фронте. В тылу университетские биологи уже в то время работали над увеличением плодовитости скота за счет применения гормональной стимуляции. И в тылу, и на фронте люди страдали от недостатка витаминов, особенно был необходим витамин С. Раньше его получали из шиповника. В военные годы этот витамин научились получать из грецкого ореха.
Стремясь предупредить возникновение эпидемий, биологи тщательно занимались исследованиями в области экологии грызунов и насекомых - переносчиков опасных инфекций.
Важно было помочь раненым и контуженным как можно скорее реабилитироваться. Над этой задачей работали психологи.
Кроме того, они проводили интереснейшие исследования проблем зрения и слуха в условиях военных действий. Ученым удалось выработать простейшие методы ускорения процесса адаптации к темноте и повышения чувствительности глаза. Особенно это было важно для летчиков ночных истребителей и всем кому приходилось быстро переходить от света к темноте.
«Поднимите самые недра против врага»
Так обратился к геологам в начале войны академик А.Е. Ферсман.
Великая Отечественная война потребовала множество ресурсов, так что пришлось в срочном порядке искать новые месторождения полезных ископаемых.
Но деятельность геологов в военные годы далеко не ограничивалась этим.
Когда возникла необходимость строительства новых аэродромов и дорог, этим занимались сотрудники кафедр грунтоведения и мелиорации почв.
Почвоведы были заняты в сельском хозяйстве, обследуя разные почвы и выясняя, как их лучше всего использовать. Это удивительно, но в военные годы под руководством Н.Н. Болышева и Е.В Богдан было завершено обследование почвенного покрова всех хозяйств Воскресенского района Московской области.
Конечно, военным требовались географические карты. Группа университетских географов занималась составлением военно-географических описаний театров военных действий и специальных физико-географических карт. Накопленный фактический материал был обобщен К.К. Марковым в курсе «Военная география», который читался на геофаке в годы войны.
Казалось бы, какую пользу могли принести фронту гуманитарии? На самом деле, работы этих ученых сыграли решающую роль в укреплении морального состояния советского народа. В конечном счете, исход войны зависел не только от технического оснащения солдат, сколько от их внутреннего состояния, решимости и твердой уверенности в победе. Эти настроения поддерживались и укреплялись благодаря работе ученых - гуманитариев.
С началом войны университетские историки обратили особое внимание на изучение истории борьбы народов СССР против внешний вторжений. Актуальнейшее значение приобрели работы по изучению славяно - германских отношений, особенно те, которые были посвящены предотвращению славянами натиска на восток (С.В. Бахрушин. «Героическое прошлое славян», «Разгром Ливонского ордена в Прибалтике»; К.В. Базилевич. «Разгром русскими войсками прусской армии Фридриха Второго и взятие Берлина (1760 г., .Н. Тихомиров. «Борьба русского народа с немецкими интервентами в XII-XV в.в.»,). Многие работы касались деятельности выдающихся русских полководцев - Суворова, Дмитрия Донского, Нахимова. Александра Невского, а также освободителей Минина и Пожарского. Особое место заняли работы по исследований Отечественной войны 1812 г. Наиболее заметный вклад внес академик Е.В. Тарле («Две отечественные войны», «Нашествие Наполеона на Россию. 1812 г.»).
Эти и многие другие исследования должны были показать, что советский человек может успешно противостоять врагу, что доказывает сама история.
В военное время большое значение приобретает пропаганда, поэтому советские специалисты стремились разоблачить фальсификации фашистских ученых (А.И. Неусыхина. «Исторический миф третьей империи», Н.П. Грацитанский. «Фашистская фальсификация истории немецкой агрессии за Эльбу»).
Немецкие историки в своих трудах изображали Древнюю Русь крайне отсталой страной, а славян - неспособными к историческому развитию. В противовес им советские историки выпустили ряд работ, посвященных развитию русского государства (Б.Д. Греков. «Культура Киевской Руси», «Образование русского национального государства», Б.А. Рыбаков. «Ремесла Древней Руси»).
Велось активное изучение всемирной истории, так что в 1942 г., несмотря на военное время, вышел первый том «Истории дипломатии».
Активную работу вели филологи. В первую очередь она касалась пропаганды - поддержания морального духа советских людей. Как и историки, они выезжали на фронт, где читали лекции солдатам и офицерам. «Мы убедились в том, что наша великая литература - один из важнейших источников...моральной силы нашего войска», - писал Н.К. Гудзий. Была выпущена серия научно-популярных брошюр «Писатели - патриоты Родины» о А.С. Пушкине, Н.А. Некрасове, Л.Н. Толстом и др. Выходили многочисленные статьи и монографии по истории русской литературы (Д.Д. Благой. «Пушкин-великий национальный поэт», Н.К. Гудзий. «Лев Толстой»).
Особое значение имели труды, посвященные русскому языку. Именно в то непростое время вышли книги В.В. Виноградова «Великий русский язык» и Г.О. Винокура «Русский язык».
Большая роль в разоблачении фашизма принадлежит сотрудникам философского факультета. В 1941-1943 г.г. вышли из печати три тома «Истории философии».
Юристы занимались разработкой вопросов международного и военного права. Особое место отводилось разоблачению фашистского суда и «права» (Б.С. Меньковский. «Расовая теория уголовного права германского фашизма»). Ряд работ были направлены на разоблачение преступлений германских агрессоров. В 1945 г. Н.Н. Полянский подготовил книгу «Международное правосудие и преступники войны» и издал. В ней шла речь о развитии международных судов и рассмотрены принципы ответственности гитлеровцев как военных преступников. Принципы индивидуальной уголовной ответственности гитлеровских военных преступников нашли отражение в уставах Нюрнбергского и Токийского международных трибуналов, в выработке которых наряду с другими специалистами принимали ученые юридического факультета МГУ.