Где, когда и как рассказывать детям о религии, - мнения священников

Глава синодального Отдела религиозного образования и катехизации епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий на заседании VI Образовательных чтений ЦФО в Костроме выразил убеждение, что религиозную культуру необходимо преподавать на всех ступенях обучения, - например, в четвертом, седьмом и девятом классах.

Он напомнил, что курсу отводится всего лишь одно полугодие в четвертом классе "и, возможно, одно в пятом". "Очевидно, что этого времени недостаточно для реализации задач, поставленных президентом России перед началом эксперимента. Целостное мировоззрение и ясная система ценностей не могут сложиться в столь юном возрасте за такой короткий срок", - убежден епископ.

По его мнению, «преступно оставлять взрослеющего человека, задающего главные вопросы своей жизни, с теми "детскими" ответами", которые он получил когда-то на уроках по Основам религиозной культуры и светской этики. Каждый этап становления человеческой личности требует нового осмысления и углубления духовного опыта».

 Владыка также заявил, что модули курса «Основы религиозной культуры и светской этики» должны преподаваться только по отдельности и на основе выбора учащихся или их родителей, а не сливаться в один секулярный религиоведческий курс. «Это повлечет за собой выхолащивание самой идеи духовно-нравственного воспитания», - убежден иерарх.

По данным социологов, православными себя называет 70-75% граждан России, 6-7% - мусульманами, 7-9% - неверующими. При этом подавляющее большинство называющих себя православными почти или совсем ничего не знает о православном вероучении, не знает главных христианских молитв, не имеет представления о главных таинствах и т.п.

Напомним также главные доводы противников преподавания знаний о религии в школе. Такое преподавание, утверждают они, углубит разделение школьников по этноконфессиональному признаку: учить надо тому, что объединяет, а не разделяет. Кроме того, преподавать отдельные курсы для религиозных меньшинств многие школы просто не смогут, что приведет к дискриминации.

Высказываются также мнения, - в том числе людьми, симпатизирующими православию, - что в большинстве школ предмет будет преподаваться на очень низком уровне, что в сочетании с «обязаловкой» вызовет неминуемый обратный эффект и приведет к массовому отталкиванию от религии и Церкви.

 «Согласны ли вы, что курс «Основ религиозных культур» следует расширить? Что бы ответили его критикам? Не опасаетесь ли вы, что преподавание этого предмета вызовет у школьников отторжение? Как можно избежать этой опасности?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

 Отец Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский удивился словам о дискриминации: «Как преподавание этого курса может привести к дискриминации, если предмет выбирают добровольно? Подобные обвинения критиков как раз похожи на попытки посеять межнациональную рознь».

 «Я не думаю, что этот предмет вызовет у детей отторжение. Вот для чего мы учим математику, если в жизни та же тригонометрия, скорее всего, нам никогда не пригодится? Великий ученый Михаил Ломоносов так отвечал на этот вопрос: «Она ум в порядок приводит». В нашем случае «Основы религиозных культур» будут приводить в порядок душу», - говорит священник.

 «К тому же, это все-таки культурологический и мировоззренческий предмет. И его обязательно надо преподавать в течение не одного учебного года, а на протяжении всего школьного обучения. Особенно это актуально в современных условиях, когда большинство школьных предметов пронизано атеистическим мировоззрением. И в этой ситуации как раз верующие люди оказываются дискриминированными», - заключил отец Максим.

 Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, считает, что в первую очередь здесь важно, кто именно будет преподавать этот предмет: «Ведь можно так преподать, что потом отторжение к религии на всю жизнь появится».

«Никогда чистота, порядочность, нравственность не были предметами для разделения и раздоров. Это основа нашей религии, а если детям с детства прививать сочувствие и участие, преподавать уроки духовной нравственности, то о каких неудачах тут может идти речь?» - спрашивает священник.

«К тому же у нас масса добрых примеров: существует множество центров при храмах, куда приходят совсем маленькие детки, взрослые, люди разных национальностей и конфессий – и никогда там не возникает конфликтов на этноконфессиональной почве. Ведь это как добрые семена посеять в благодатную почву», - проводит аналогию отец Александр.

«А вот как раз постоянные разговоры о дискриминации способствуют ее культивированию и внедрению в общество. Но ведь понятно, что это искусственные попытки посеять раздор, которые целенаправленно делаются определенными людьми», - говорит он.

 Что касается расширения курса преподавания, то отец Александр напомнил, что «в каждом возрасте есть свои нюансы, поэтому преподавание и в старших классах пойдет на пользу». «В воскресной школе учатся дети разного возраста, однако это им не мешает. Кстати, именно такой опыт полезно было бы перенять всем школам», - советует священник.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале