В гостях у эвенкских оленеводов (ч.1)

В августе группа миссионеров Татианинского храма готовится отправиться в очередной поход, на сей раз в Якутию. Укладывая рюкзаки, они в предвкушении напевают : «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним»… «ТД» рассказывает о Якутии – далекой, для Москвы почти мифической, шаманской, какой-то хрустальной и трепетной.

Якутия. Фото: Всемирный путешественник, №4 2007В декабре, за три недели до Нового Года, мне предложили съездить на 7 дней  к эвенкам-оленеводам на Алдан, в Якутию. Так я стал первым туристом, посетившим стойбище эвенков-оленеводов Сухой Ключ, родовой общины "Уюнгеле".

Тоненькая полоска синевы на чёрном небе была едва видна, когда я выходил из самолёта. В Якутске мороз -29С... Меня встречали плотная круглолицая женщина лет 65, Мария Романовна, и совсем молодой узкоглазый паренёк, её внук Никон: это были эвенки. Водителя нашего зовут Павел, машина - джип «Сузуки Гранд Витара». Меня сразу переобувают в валенки, и мы выезжаем из аэропорта.

Якутск проснулся, в домах зажигаются окна, попадаются редкие пешеходы. Павел везёт нас по какому-то широкому снежному полю к федеральной трассе "Лена", проложенной по самой реке. От берега до берега очень далеко, снег идеально белый с голубоватым отливом; впечатление такое, будто  попал в Арктику, и я пожалел, что не взял тёмные очки.

Отмахав почти 100 км, делаем остановку. Дорожный плакат сообщает, что мы въехали в другой улус (район). Сам плакат украшен ленточками, верёвками и бантами. Якуты, эвенки и местные русские один раз в год делают здесь подарок духам, просят хорошей дороги. Природа не отличается в этих местах разнообразием: невысокие ёлки, сосны, лиственницы, лихих подъёмов и спусков нет, как и красивых пейзажей. Мы направляемся  в небольшой эвенский посёлок Угино на реке Алдан, один из центров оленеводства в Южной Якутии.

В местном фольклоре много рассказов о таинственном существе Чучуна. Оно похоже на обезьяну и живёт в самых недоступных местах, ее мало кто видел. В 2002 г. одна из якутских газет писала про попавшую зимой в капкан обезьянку. Поймал её русский охотник, где-то в Вилюйском районе. Непонятно откуда взялось это существо.

Но больше впечатлили рассказы 30-х годов. Люди в те времена приезжали в Якутию строить социализм, и все описания встреч с мохнатым чудищем очень похожи. У эвенков есть легенда, что Чучуна - их дальний родственник. Когда зверь попадает в капкан, эвенки его освобождают, если он жив; к мёртвому даже не подходят. Эти места навсегда покидают и про встречу с «родственником» молчат. Существует поверье: расскажешь о чудище - умрёшь. Я думал, что это всё сказки. Мои безобидные вопросы о Чучуне вызвали в салоне джипа неловкую паузу молчанья. Мария Романовна сказала: "Мы едем в тайгу, говорить про зверя не нужно!". Внук тихонько шепнул, что его дядя-охотник видел Чучуну, потом дядя неожиданно умер. Никон обещал рассказать про этот случай, но в последующие дни от разговора под разными предлогами уходил.


Якутия. Фото: Всемирный путешественник, №4 2007Наконец, выходим из машины в посёлке Угино возле небольшого строения. Комнатка в домике одна, и совсем маленькая: невысокий потолок, две металлические кровати, в железной печке горит огонь, возле в картонной коробке спит щенок. Знакомимся с хозяевами. Агафья и Пантелей - эвенки, живут здесь постоянно. Пантелей - охотник. Скоро он вместе с женой уйдёт надолго в тайгу на промысел. Зима в этом году тёплая, и зверья много, но цена на шкурку соболя упала. Их дочь Галя учится в Якутске в интернате. Вся семья соберётся вместе только летом.

Сеанс радиосвязи с оленеводами в 21 ч. мы пропустили, есть опасение, что они нас не встретят, решаем переночевать в посёлке. Заходим ещё в один дом. Молодая семейная пара - Василий и Айгун - живет скромно, главное богатство - годовалая дочь Айна. Ребёнок не хочет спать и выглядывает из небольшой самодельной кроватки: очень заинтересовали новые люди. Пьём чай, разговариваем. Айгун - фельдшер , ей порой приходится выезжать совсем в глухие места на вызов. Василий - охотник, он всю жизнь живёт здесь, знает повадки каждого зверя. Темнота кромешная, но про наш визит уже все знают. Приходит в гости коренастый якут Михаил и забирает меня и водителя Павла к себе на ночлег. Михаил следит за дизельным генератором в посёлке,и, получая 5-6 тыс. рублей, является здесь богачом. В доме еще живёт  парень - эвенк по имени Ганя. Рано утром Ганя будит всех, вломившись в дом. Он сильно выпил, хочет продолжить, но водки нет. Павел замечает у него на рубашке сзади какое-то пятно, это рана выше лопатки, где порезался, не помнит.

Уже потом мы узнали, что случилось. Таёжные старатели хорошо угостили Ганю водкой, и он решил посвататься к замужней женщине, супруг которой отлучился по делам. Неведомая мне Наталья кольнула ухажёра ножом, быстро погасив его страстные чувства. Таковы здешние законы. Жизнь в тайге, при любой власти в Москве, идёт по своим правилам, главное из которых: "Не твоё - не трогай".

Проснулся я на рассвете, вышел на улицу осмотреться. Посёлок Угино расположился на высоком берегу Алдана, на другой стороне которого видна метеостанция, рядом впадает небольшая , богатая рыбой речка Угинка. Высокие сопки покрыты хвойным лесом и снегом. Жизнь здесь едва дышит, из 50 домов заселены 7-8 . Можно приехать в Якутию, выбрать понравившийся дом и остаться жить. В центре посёлка немного покосившийся монумент угинцам, погибшим во время войны. 25 фамилий - русские.


Якутия. Фото: Всемирный путешественник, №4 2007Эвенки - выходцы из Китая, прежде назывались тунгусами, расселены от Енисея до Охотского моря, и от Таймыра на севере до Монголии и Китая на юге. В Якутии по переписи 2002г. их 15тыс., а в Москве проживает 74 человека. Считается, что эвенки - первые оленеводы. Главное занятие этого народа - охота и рыбная ловля. Любой их представитель выживет в лесу зимой без ружья и спичек. На мои вопросы Никон быстро отвечал, что он будет делать в такой ситуации. Слова "взаимовыручка", "помощь ближнему" здесь не пустой звук. На территории Якутии отбывал ссылку И.В.Сталин. Есть даже такая картина: Сталин, в одной шинели холодной зимней ночью, бежит от жандармов. Способствовали ему в этом деле тунгусы или нет, истории неизвестно, но они помогали бежать многим другим революционерам. Человек в тайге, обратившийся к ним за помощью, всегда её получал. Сами революция и гражданская Война Якутию затронули слабо, но последующие годы резко сократили численность тунгусов. Бывшие политкаторжане пришли к власти, бывшие жандармы стали прятаться в тайге. Как их ловить? Банды карателей НКВД уничтожали и истребляли коренное население, а банды контрреволюционеров сами потом погибали, или уходили в другие места. Нечто подобное творил А.П.Гайдар. Тунгусы не нарушали вековых таёжных правил гостеприимства даже в те трудные времена. Поверили в Советскую Власть они только в середине 30-х, когда в семьи стали возвращаться получившие образование дети. Во время Великой Отечественной Войны 12 эвенков получили звание Героя Советского Союза. Немцы после Сталинграда научились отличать тунгусов от тюркских народов, предпочитая расстреливать снайпера на месте. Русские фамилии на братских могилах, - могут принадлежать представителям наших малых северных народов.

По глубокому, пушистому снегу Мария Романовна и Никон ведут меня на другой берег Угинки. Наступать нужно след в след, иначе проваливаешься по пояс и встать без помощи очень тяжело. Мы идём на старое тунгусское кладбище. Меня предупреждают, чтобы я молчал и не задавал лишних вопросов: мёртвые могут услышать и обидеться. Валенки полны снега, приходится ложиться на спину, только так можно его вытряхнуть, добравшись до своих носков. Наконец, пробираемся на могилу матери Марии Романовны, она была шаманкой, умерла в 96 лет и перед смертью передала свои знания дочери.

Эвенки приняли православие в начале 19-го века, но языческие представления у них, к сожалению, не исчезли. Они верят, что существуют три мира:  верхний, нижний и средний. Мы живём в среднем,  попасть в другие миры могут только шаманы , а вот к нам гости из других миров приходят. Могила шаманки огорожена заборчиком, имеет конусную крышу и православный крест с фотографией, во всех четырёх углах - столбики с нарезной канавкой вверху и внизу. Придут гости из верхнего мира, - привяжут своих оленей к столбу, используя верхнюю прорезь, а нижняя канавка - для  гостей из нижнего мира. Здесь же похоронен и дядя Никона, сын Марии Романовны. Отличный охотник, знавший о тайге всё, видевший Чучуну, умер, отравившись плохой водкой. В знак уважения к усопшему рядом вывешена шкура лося, - это старый обычай. Женщина долго разговаривала на эвенском языке с умершими. Выглядело всё это естественно и не показушно.


Якутия. Фото: Всемирный путешественник, №4 2007Возвращаемся в посёлок, завтракаем струганиной из медведя, варёным рябчиком и выезжаем дальше. Сеанс радиосвязи был в 9 утра, нас уже ждут. До стойбища оленеводов 60км, это 1,5 часа езды. Пройдя половину расстояния, встречаем на дороге уткнувшийся в сугроб бензовоз. Без малейшего намёка на панику, при температуре -20С, уже 16 часов сидит в кабине водитель и греется от небольшой печки. Русский парень, родом из Комсомольска-на-Амуре, работает вахтовым методом зиму, на лето уезжает домой. Солярку он возит на базу старателей. С весны по осень дороги превратятся в болото, а для нормальной работы, на весь летний сезон, нужно завезти за зиму 1300 машин. Вот и спешат бензовозы по последнему снегу. Старатели добывают золото. Это закрытое общество, никто из них не расскажет, как идут дела. Мои наивные вопросы на данную тему остаются без ответа. Мы изменили маршрут и отвезли водителя вместе с его лопнувшей помпой до базы. К оленеводам, в местность Сухой Ключ , попали только в середине дня.

Принимающие меня люди - родовая община эвенков "Уюнгеле": своё название она получила от небольшой речки в этих местах, а может, и речку назвали в честь общины. Письменность у тунгусов появилась лишь 80 лет назад, поэтому точно не установишь. В брежневские времена Якутия процветала, Угино был ухоженным посёлком, оленеводы, работая в колхозах, получали по 50 р., вели благополучную жизнь. Либеральные реформы Ельцина и жуткий рост цен стали для таёжных жителей катастрофой хуже Тунгусского метеорита. Оленеводы продавали свой товар, казалось бы, за нормальные деньги, а купить могли только спички. Охотник выходит из тайги, приносит шкурки зверей, мясо, а коммерсанты ему говорят: «Доллар подрос, теперь твоя оленина будет стоить меньше, а наши товары - больше!" После развала колхозов эвенки стали возвращаться к  традиционному образу жизни. Каждый род выбирал главу общины, этот человек являлся президентом и министром иностранных дел одновременно, он отвечал за связь с внешним миром. Для оленеводов он был своим, родным, и обман здесь исключался. Главой Уюнгеле, после смерти сына, стала Мария Романовна. В поисках денег для своей общины, она предложила привозить на Сухой Ключ туристов.

Продолжение следует...

Материал подготовлен редакицонным коллективом журнала "Всемирный путешественник", опубликован в печатной версии №4 2007. Журнал можно приобрести в книжной лавке Университетской церкви по адресу: Б.Никитская д.1, ежедневно с 10:00 до 19:00.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале