Протоиерей Димитрий Юревич: Мы пытаемся дать академичные ответы на актуальные вопросы
III Международная конференция открылась пленарным заседанием. К пристутствующим гостям и участникам обратился ректор СПбДА епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков), который отметил актуальность и важность научного форума, проходящего в рамках юбилейных торжеств. Конференция, как место для встречи единомышленников, для обсуждения важных вопросов веры, по словам владыки Амвросия, стала очередным свидетельством того, что Санкт-Петербургская духовная академия стремится органично раскрыть свой исследовательский потенциал. "Труды в теортетической сфере проводятся с прицелом на то, чтобы принести пользу и быть востребованными в церковной жизни", - отметил, в частности, ректор.
Также на пленарном заседании выступил профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов - его доклад "Практика трех чиноприемов инославных: историческая ретроспектива и сегодняшняя ситуация" был посвящен актуальному вопросу отношения к инославию, который в данный момент рассматривается в комиссии Межсоборного присутствия. Участники форума услышали выступления доктора философских наук, профессор СПбДА Д.В. Шмонина, посвященное схоластическому методу в богословии, и кандидата богословия, ректора Смоленской семинарии протоиерея Георгия Урбановича о толковании строчки из Откровения Иоанна Богослова (2:13) в свете археологических исследований Пергама.
Далее работа Международной конференции проходила по секциям, который были посвящены исследованиям в области богословия, Священного Писания и библейской археологии, церковной истории.
Санкт-Петербургская православная духовная академия
- Отец Димитрий, конференция «Актуальные вопросы богословских исследований» проводится в Санкт-Петербургской академии в третий раз. Скажите, предыдущие тоже были посвящены богословским проблемам? И каким образом 65-летний юбилей СПбДА нашел свое отражение в работе форума?
- Да, первые две конференции тоже были связаны с богословскими исследованиями в общем. Мы исходим из того, что не нужно задавать какую-то узкоспециальную тему. Решили остановиться на общей, но интересной теме для того, чтобы исследователи, которые принимают участие в форуме, могли рассказать о своей текущей, а лучше сказать - актуальной работе. Кто чем занимается – о том и рассказывает. Однако предыдущие два года у нас не звучал термин «актуальный» в названии конференции. Именно появление этого слова связывает ее с 65-летием возрождения Санкт-Петербургской духовной академии. Например, во главе возрождения СПбДА стоял митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), который принимал участие в деятельности Учебного комитета. С одной стороны, он прекрасно понимал, как нужно организовывать духовное образование. С другой стороны, он был замечательны ученым-библеистом. Еще в 1927 году он написал докторскую работу на тему «Мессианские представления иудеев по Таргуму Ионафана, сына Узиелова», что для того времени было настоящим прорывом.
Когда в 1946 году вновь открывали академию, главным было перебросить мостик между той академией, которая откроется, и между той, которая существовала до революции. Вообще, само по себе открытие академии было делом непростым в условиях советского режима, в ситуации гонений на Церковь. Открыть структуру, которая называется академией и семинарией, - это был откровенный вызов советской власти. Но при всем этом, академия – это центр богословской науки: именно таково было назначение духовной школы до революции. В 46-м году не удалось все сделать именно так, как было в дореволюционной академии, конечно же, – в том же объеме вести научно-исследовательскую работу не было разрешено. Но все же, в академии смогли сохранить преемственность в традиции и методологии, в подходе к познанию научных фактов.
В свое время СПбДА находилась под пристальным вниманием правящего Ленинградского митрополита Никодима (Ротова). На 30-летие возрождения академии он сказал слово, в котором указал на задачи учебного процесса в духовной академии. Он особенно подчеркнул, что необходимо изучать библейскую археологию, что для меня, как для библеиста, очень важно. Митрополит Никодим заботился о том, чтобы современные, актуальные и интересные вещи были высвечены и вплетены в учебный и научный процесс. Святейший Патриарх Кирилл стал ректором Санкт-Петербургской (тогда еще – Ленинградской) духовной академии как раз при митрополите Никодиме и продолжил начинания последнего. Наши сотрудники со стажем помнят ректорство Святейшего и рассказывают о том, что он был открыт всему новому, всему тому, что могло принести пользу Церкви, сделать интересным и эффективным учебный процесс.
И когда мы говорим «Актуальные вопросы богословских исследований», мы имеем в виду то, что сейчас волнует церковных людей. Но при этом пытаемся дать ответ на актуальные вопросы академического, научного характера в зависимости от того, кто из исследователей может высказаться на данную тему. То есть актуальные вопросы – но в сфере компетенции того или иного человека.
- На конференции работали секции библейской археологии, богословия и церковной истории. Они связаны с приоритетными направлениями развития академии?
- У нас достаточно ограниченные ресурсы, мы не можем себе позволить конференцию такого же уровня, как общецерковные, например, где очень широк охват тематики. Наша тематика – естественная, она соответствует тем направлениям, которые имеются в магистратуре. У нас четыре отделения: богословие, библеистика, церковная история и церковно-практические дисциплины. Секции, даже если они более дифференцированы, так или иначе в тематику вписываются. Например, в секции богословия обсуждались вопросы, которые касались и непосредственно богословия, и религиозной философии, и богословской этимологии, и сектоведения. Не было секции церковно-практических дисциплин – но по простой причине: как раз первую сессию конференции, «Модели диаконического образования в Западной и Восточной Европе», проводил проректор по учебной работе протоиерей Владимир Хулап, возглавляющий церковно-практическое отделение. Получился настоящий научный форум, куда приехали специалисты из-за границы, где обсуждались многие вопросы, потому и было нецелесообразно проводить во второй сессии церковно-практическую секцию.
Эмблема СПбДА
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о секции библейской археологии.
- Работа секции удалась. Мы очень благодарны археологу из Иерусалима Яне Чехановец, которая приехала к нам с очень интересным докладом. Она - сотрудник Департамента древностей и соруководитель археологической экспедиции в городе Давидовом. Яна задала тон работе всей секции. Нам очень приятно, что она рассказала о тех открытиях, которые были сделаны во время раскопок. Причем одно из них – очень важное, исходя из которого границы древнего Иерусалима могут быть расширены.
Традиционно считалось, что в X веке до Рождества Христова Иерусалим был более узким, но раскопки показывают, что Иерусалим был больше по площади. Это очень важно для библейской археологии: если Иерусалим был маленьким, то это умаляет и то израильское государство, которое возникло при Давиде и получило расцвет при Соломоне. А если он был больше, чем думали до сих пор, это дает важный библейско-экзегетический вывод о том, что археологические исследования соответствуют повествованию Священного Писания. Самое интересное, что за три дня до приезда сюда Яна и ее коллеги нашли один весьма любопытный артефакт, фотография которого была представлена нам во время доклада.
Конечно, на конференции присутствовали профессора и преподаватели из Московской духовной академии и других духовных школ: преподаватель МДА священник Александр Тимофеев, ректор Смоленской семинарии протоиерей Георгий Урбанович. Они, как и ряд других преподавателей, в том числе – нашей академии, не просто преподают библейскую археологию, а на протяжении нескольких лет ездят со своими студентами в экспедиции. Некоторые поездки совершаются совместно под эгидой Учебного комитета. Мы ездим с 2007 года – в Израиль, Малую Азию, Иорданию.
Библейская археология – это не то же самое, что полевая археология в традиционном понимании. Библейская археология находится на стыке двух наук: археологии и библеистики. Мы понимаем ее как аналитическую науку, которая призвана усвоить, изучить результаты деятельности полевых археологов (мы сами сейчас не проводим раскопки, у нас пока нет в этом необходимости) и соотнести их с повествованием Священного Писания, таким образом принести пользу экзегезе, пониманию Библии. Результатом этих нескольких лет изучения библейской археологии стало издание специального выпуска академического научно-богословского журнала «Христианское чтение», посвященного библейской археологии. Это, насколько мне известно, первый опыт подобного рода на русском языке в новейшее время.
На библейско-археологической секции, как правило, звучат конкретные доклады – может быть, они не столь абстрактны, не столь высокопарны, как на богословской секции, но они дают конкретную пищу для ума и показывают, как можно понимать текст Священного Писания. Мне кажется, что как раз библейская археология в немалой степени придала актуальности богословской конференции.
Организаторы конференции предлагают ознакомиться с материалами научного форума здесь.