«Родители ели виноград, а у детей оскомина»
Так и ходят со сберкнижками, создают очереди, а в очередях, как известно, рождаются разговоры - ни к чему не обязывающие, а потому часто искренние.
Одна дама преклонного возраста рассказывает о том, как ей плохо стало жить после женитьбы сына - невестка оказалась стервой последней и делает все, чтобы сжить со света свекровь, поскольку взамен можно получить ее трехкомнатную квартиру. И это несмотря на то, что свекровь лично выбила для сына еще в кооперативе 80-х годов прошлого столетия неплохую «двушку». Но теперь ей хочется пожить спокойно и ни за какие коврижки она не станет гулять с внуками и помогать молодой семье. Чем плоха позиция? Всю жизнь человек вкалывал как раб на галерах, а теперь хочет почета и уважения, но как-то с этим не очень хорошо выходит, сплошные квартирные разборки.
Другая женщина тяжко вздыхает, мол, это ничего, это еще цветочки - вот у меня сын все забрал, не помогает, даже на Новый год, подлец, не позвонил. Да - вздыхает очередь - подлец, каких мало. Разумеется мало, но там еще и маленький растет, внук то есть, но она его не видела ни разу - говорит, что не показывают. А чего не показывают? Так они еще при рождении поругались - свекровь хотела назвать ребенка в покойника-мужа и главу семьи Колечкой, а назвали дураки молодые Максимом - это же надо, имя-то какое выдумали нерусское.
Третья женщина резюмирует - нет, молодежь пошла бессовестная, не такая, как раньше, когда уважение к старшим было на недосягаемой высоте.
Быть может оно и так в какой-то степени, но, слушая этих женщин чувствуешь, что на самом деле все это происходит от какого-то фатального одиночества, при этом не от такого, которое после потери близких бывает, а от такого, в котором человек замыкается сам, поскольку так проще и легче смотреть на этот мир.
Молодежь, конечно, пошла не та, чего тут греха таить, но почему-то обычно все ошибки детей родители перекладывают на их плечи. Но ведь это именно они - родители - создавали будущее своих детей, растили их и воспитывали; именно они вложили в них то, что потом позволило одним просто забыть об инвалиде-отце, другим подавать на мать или свекровь в суд, чтобы отбить не мытьем так катаньем ту самую «трешку». Что нужно было сделать этим людям в свое время, чтобы сейчас с ними так обходились их дети?
Говорят, что у нас время какое-то особенно злое - одни на вечном огне студента сожгли, другая в самолет инвалида-колясочника не пустила, но ведь это все не просто так, не из пустоты появилось, это все есть следствие тех поступков, которые совершали родители нынешнего поколения. В этом смысле довольно жестокая истина о том, что «родители ели виноград, а у детей оскомина» приобретает совсем иное звучание - дело не в том, что у главы семьи, который ходил «налево» или обставлял дом финской стенкой сомнительного происхождения, дети будут автоматически прокляты, а в том, что дети учатся на тех примерах, которые они видят перед глазами - банальная ведь вещь. Именно в этом смысле наше столь безнравственное и распущенное общество не само по себе как пустынный ковыль растет, но в своей распущенности тянется корнями именно туда, в те самые светлые годы, когда все у нас было хорошо.
Но в тот самый момент, когда оказывается, что между тем, что хотелось бы видеть в своих детях и тем, что есть, на самом деле дистанция огромного размера, единственно возможным остается путь в одиночество. И как много, оглянитесь в метро или автобусе, как много этих женщин средних и засредних лет с потухшим взором. Потухает он, наверное, тогда, когда оказывается, что за свои поступки нужно отвечать, а делать этого страшно не хочется.
Поэтому вполне можно понять многих молодых людей, которые, строя свои семьи, осознанно или нет, но отрываются от родителей. Конечно, это никак не соотносится с христианским пониманием семьи, которая будет долговечна и Богом благословлена при условии почитания старших. Но все же и старшие должны делать очень и очень многое для того, чтобы их потом не бросили на произвол судьбы и не оставили в этом тусклом одиночестве.
Избитая и изъезженная проблема отцов и детей обычно сводится к бунту и желанию молодого человека строить самостоятельную жизнь, которое, в конце концов, приходит к пониманию собственной неправоты, пусть и далеко не в молодом возрасте. Но сейчас, как кажется, бунта молодого поколения нет потому, что часто и нет того, против кого бунтовать - бунтовать можно против личности, против человека, который из себя что-то да представляет. А оказывается, что такого человека зачастую и нет, поэтому кому-то хочется просто отвернуться и идти своей дорогой, строить свою жизнь, не оборачиваясь назад. Но ведь в таком случае разрушается самая главная основа человеческой культуры - ее преемственность. И именно по причине отсутствия этой преемственности, разрушили которую довольно давно, мы имеем сейчас то общество, которого достойны.
Но в любом случае кто уступает, тот приобретает, так что - позвоните родителям.