«Пекарь» Инны Карповой: как готовится хлеб
Первая книга новой серии для детей «Кем быть?» – «Пекарь» Инны Карповой. В книге с яркими иллюстрациями рассказано и показано, как готовится хлеб. Книга продолжает отечественную традицию изданий, рассказывающих о профессиях детям через понятные и доступные предметы. Яркий образец такой литературы – книга К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
В книге Инны Карповой ребенок погружается в интересный, незнакомый мир профессии пекаря: знакомится с продуктами и предметами, необходимыми для приготовления хлеба. Читатель узнает, как готовится сдобное тесто, что можно добавить в хлеб. На картинках дети увидят различные виды хлеба – рогалики, витушки, плетёнки. В книге показано, как печется хлеб на заводе и вручную. Интересны также и особенности приготовления армянского лаваша, французского багета, русского каравая.
В серии «Кем быть?» особая роль отводится иллюстрациям – автор и художник достигают единства образа и слова. В «Пекаре» представлены работы известной художницы Дианы Лапшиной. Каждая фраза книги сопровождается соответствующим изображением. Благодаря этому ребенок не только на слух, но и зрительно воспринимает особенности профессии. В книге показано, как замешивают и раскатывают тесто, какие бывают формы для выпекания. Благодаря иллюстрациям ребенок не только узнает о профессии, но и начинает чувствовать её. Красочные картинки с румяными улыбающимися героями, яркими цветами создают радостное настроение.
В книге предложены игра и задания, которые превращают чтение в активную, творческую деятельность. Ребенок узнает о профессии в атмосфере праздничности, лёгкости, и в этом – особое обаяние книги.
Инна Карпова, автор серии «Кем быть?» издательства «Никея» и сценарист передачи «Спокойной ночи, малыши»:
- Когда моей дочке было три года, мы отдыхали на даче, где было много старых книжек. Среди них была книжка-раскраска «Откуда хлеб пошел». Дочка и ее ровесники затаскали книжку до дыр. Для них оказалось открытием, что появлению хлеба предшествует такой огромный и увлекательный процесс: сначала было поле, потом на нем выросли колоски, из них сделали муку, а уж потом из нее испекли хлеб.
Вот про что нам нужны книжки! — подумала я. Нужны подробные иллюстрации, как мастер делает свою работу: какими инструментами, в какой последовательности, что у него получается. Вдохновившись, я за одну ночь придумала несколько первых книжек про людей разных профессий: про что должен быть текст, какие картинки, обложка — все до мелочей. Единственные сомнения, которые у меня тогда возникли: не изобретаю ли я велосипед? Вдруг такие книжки надо не писать, а просто пойти и купить?
Но когда мы вернулись в Москву и я стала рыскать по книжным, то, к своему удивлению, ничего не нашла. Совершенно ничего о том, что составляет такую огромную часть жизни любого взрослого человека — о профессиях, о работе. На эту тему были либо стихи низкого качества, которые ничего толком не объяснили, либо энциклопедии, написанные уже не для трехлеток. Оказалось, что самые хорошие и подробные книжки сейчас издают про животных (даже про вымерших!), про космос, про машины. А про человека и его труд — почти ничего!
Тогда я начала предлагать свой проект разным издательствам. Но тут меня постигла неудача: даже очень солидные издательства боялись браться за новую тему. Где-то говорили, что интересно, но как-нибудь потом. Наконец, одно издательство все-таки заинтересовалось, но грянул кризис, и им стало не до новых проектов.
Это было три года назад. После моего опыта общения с издательствами я была уверена, что ничего не выйдет, пока как-то не рассказала о своей идее Владимиру Гурболикову из журнала «Фома». А он в ответ рассказал мне о детской серии «Настя и Никита» и познакомил меня с ее главным идеологом и издателем Алиной Дальской. Он сказал, что если проект покажется Алине интересным и нужным, то несмотря на все риски, она все-таки попытается его реализовать. Так и получилось.
Над первой книжкой про пекаря мы с художником Дианой Лапшиной работали полгода — мне хотелось максимальной точности и достоверности, мы искали информацию о реальном технологическом процессе, чтобы потом переложить ее для малышей. Потом ещё почти полгода Алина искала для почти уже готовой книжки соинвестора, которым стало издательство «Никея».
Я до сих пор удивляюсь тому, что всё получилось. Это невероятно радостно. Потому что мне действительно кажется очень важным, чтобы дети знали, чем занят человек на земле. Про динозавров и космос тоже, конечно, важно, но все-таки заинтересовать ребенка настоящей работой, которую делают люди вокруг него, намного важнее.