О самой молодой семинарии Русской Церкви

6 октября 2011 года Синод постановил преобразовать Якутское духовное училище в Якутскую духовную семинарию. Как отразилось это решение на жизни учебного заведения? Кто учится в самой молодой семинарии Русской Церкви? И есть ли связь между глубиной духовной жизни и уровнем образования? Эти и другие вопросы мы задали ректору Якутской духовной семинарии игумену Андрею (Морозу).

- Отец Андрей, 6 октября 2011 года Синод постановил преобразовать Якутское духовное училище в Якутскую духовную семинарию. Можно ли сказать о том, что уже сейчас в жизни преобразованного в семинарию училища произошли какие-то изменения?

- В начале нашего общения я бы хотел поблагодарить за внимание к нашей Духовной Школе. Очень приятно, что о наших радостях не забыли. Именно словом "радость" можно охарактеризовать решение Святейшего Патриарха и Священного Синода о преобразовании Якутского Духовного Училища в Семинарию. Еще совсем недавно на всех уровнях власти, общественных форумах, встречах говорили о необходимости появления в Якутии Семинарии. Порой казалось, что все ожидают чего-то личного. Как будто нет иных насущных проблем. Мне, человеку, приехавшему вместе с Епископом Якутским и Ленским Романом была удивительна такая тенденция.

Чуть позже, знакомясь с характером народов, живущих в Якутии, я понял, что здесь, в самом большом по территории субъекте России, не мыслят возрождение в каких-то только узких направлениях, а возобновляют все то, чем жила и процветала Якутия в прежние времена. Семинария - важное явление мироустроения этой удивительной Земли.

Что изменилось? Во-первых, изменилось самосознание самих учащих и учащихся. Поймал себя на мысли, что за одну неделю все как-то повзрослели, посерьезнели. Вот вам пример действенности благословения Священноначалия.
Говоря об учебных программах, мы приступили к осуществлению образовательного стандарта бакалавра теологии. Как у нас получается? Это вопрос для серьезного размышления. Цыплят по осени считают. Пока мы самая молодая Семинария Русской Православной Церкви.

- Если говорить о более долгосрочной перспективе, какие преобразования будут совершаться в семинарии в этом учебном году? Изменится ли как-то расписание, состав предметов?

- Расписание и состав предметов уже изменились. Летом у нас в Духовной Школе была комиссия Учебного Комитета, которая, собственно, и предложила, не дожидаясь статусного изменения, начать осуществлять программу бакалавриата теологии. Владыка Роман поддержал изменения в учебном плане, и мы уже сделали первый шаг в предложенном направлении.

- Значит ли преобразование в семинарию, что будет как-то расширен педагогический состав? Откуда Вы будете набирать преподавателей?

- Якутск - город вузов и студенчества. В столице Якутии расположен Северо-Восточный федеральный университет и множество других высших учебных заведений, с которыми у нашей Духовной Школы подписаны соглашения о сотрудничестве. Собственно, ученые и не ждут, когда их пригласят, а уже активно включились в образовательный процесс Семинарии.

В отношении богословских дисциплин мы пока испытываем необходимость в распределении на кратковременный период в Якутскую Семинарию выпускников Академий. Кстати, каждый такой командировочный академист по приезде поселяется в отдельной комфортной квартире, получает достойное материальное обеспечение.

- Кто сегодня учится в вашей семинарии? Сколько человек? Кто преподает? Каковы особенности духовного образования в Якутии?

- На первом курсе сейчас обучается 16 студентов. Все они жители Якутии. Четверо студентов - саха. Если учесть, что сухопутное передвижение по Якутии затруднено огромными расстояниями и некоторые абитуриенты прилетают самолетами, то, поверьте, это уже серьезный показатель. Если на досуге зайдете на сайт Якутской и Ленской епархии, то, наверняка, отметите, что наиболее часто употребляется выражение "миссионерская поездка", но а если еще потратите время на то, чтобы рассмотреть фотографии, то сможете увидеть, в каких условиях это осуществляется. Духовная Школа не может быть отвлечена от решения общеепархиальных, и даже общецерковных задач на Северо-Востоке России. В каждом населенном пункте Республики Саха (Якутия) ждут священника. Ожидать священников новых вениаминовых и касаткиных не приходится. Поэтому Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии здания нашей Семинарии в сентябре 2011 года, определил стратегию Якутской Духовной Школы быть центром духовного образования для народов Севера. Учащие и учащиеся Якутской Духовной Семинарии с благодарностью стремятся исполнить благословение Предстоятеля нашей Церкви.

-  Якутское училище существовало в 2006 года. Сколько человек оно выпустило, многие ли стали священнослужителями? Отслеживаете ли Вы как-то дальнейший жизненный путь Ваших выпускников?

- Якутское Духовное Училище, открытое в 2006 году, в разные периоды время объявляло набор студентов с двух и трехгодичным курсом обучения. Те, кто обучался два года, получили направления на приходы в качестве катехизаторов или церковнослужителей, другие продолжили обучения в семинариях нашей Церкви. Те же, кто поступил в 2008 году, являются ныне старшекурсниками нашей Семинарии. Двое наших студентов учатся в Московской Духовной Академии, еще двое - в Санкт-Петербургской, трое - в Хабаровской семинарии, один - в Екатеринбургской семинарии. Есть выпускники, которые уже стали священниками в нашей Якутской и других епархиях Русской Православной Церкви.

-  По Вашему мнению, какие задачи стоят перед семинарией сегодня? Как Вы будете их решать?

- Задачи ставит Священноначалие, и они понятны. Семинария должна стать современным учебным заведением, интегрированным в общероссийское образовательное пространство, где высокий уровень знаний и компетентности студентов непременно будет основан на духовной традиции нашей Церкви. Мне всегда нравились слова Премудрого, о том, что во многом совете много мудрости. В осуществлении данной задачи будем ориентироваться на Духовные Школы, которые уже прошли этим путем и имеют бесценный опыт. Надеемся и на вашу помощь!

-  Когда говорят о духовном образовании, неизменно встает вопрос также о духовном воспитании. По Вашему мнению и опыту, как связаны между собой уровень образования и глубина внутренней, духовной жизни человека? Как сделать так, чтобы в ходе учебного процесса шло также и воспитание человека, если можно так выразиться, научение его духовной жизни?

-Вот так вопрос! Я готов расписаться в отсутствии всякого собственного опыта, так как затрудняюсь связать уровень образования и глубину духовной жизни. Наверное, ответ на этот вопрос надо поискать в творениях святителя Григория Богослова и преподобного Максима Исповедника. Могу только сказать, то и другое в одном человеке, может органично присутствовать, если мы имеем дело с незаурядной, бесконечно духовно талантливой и богоблагодатной личностью.

Научение духовной жизни - это процесс длиной в целую жизнь. Думаю, что каждый человек, желающий преуспеть в духовной жизни, должен всем умом, всем своим существом, прилепиться ко Христу и Его Церкви. Господь Спаситель мира и есть вся наша духовная жизнь.
Что же касается Семинарии, то здесь усвоение начатков духовной жизни, как мне думается, происходит проще всего. В Духовной Школе создаются все условия для интеллектуального и опытного познания Господа Христа, есть все чтобы взрастить свою веру, упрочить ее и приготовить к плодоношению. Было бы желание.

-  Каким должен быть священнослужитель? Можно ли научиться быть хорошим христианином. священником?

- О том, каким должен быть священник написано много. Этому уделено внимание и в самом Священном Писании, там даже указаны критерии (1Тим.гл.3). Универсальное требование ко священнику во все времена - быть благочестивым, трудиться над приумножением талантов данных от Бога в себе самом и помогать в этом своим пасомым.

Научиться быть хорошим священником или христианином можно, если содействовать Богу в этом спасительном деле.

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале