Отец родной – Отец Небесный

Я не очень часто хожу к своему отцу. Можно сказать, что и редко. Раза 2 в год обычно. А с другой стороны – чтобы быть к нему совсем близко, и ходить-то никуда не надо. И проблемы «отцов и детей» у нас в семье нет. В «командировку», как сказала мне тогда мама, папа отправился 15 лет назад.

фото: www.misteradvokat.ru/07otcovstvo.htmlОколостатистическое

В правильных книжках про «православную семью» или «православное воспитание детей» вариант неполной семьи рассматривается редко. Обычно - за скобками, как аномалия. Обычно - с жалостью. А я вот в 13 лет, задумавшись над этим вопросом, обозрев доступный материал - свой класс - поняла, что семей, где родители не в разводе, женаты первым браком и вообще оба наличествуют - меньшинство. На наш класс из 32 человек таковых я насчитала, кажется, шесть (тогда моя картина мироздания, помнится, не то, чтобы пошатнулась, но изрядно деформировалась).

Несколько моих друзей и вовсе не знают, кто их отец и где он. Некоторые - намерены при встрече «плюнуть ему в лицо», хотя нам уже за двадцать и юношеский максимализм, вроде бы, изжит. При таком раскладе у меня даже есть какое-то «преимущество»: меня воспитали с сознанием, что семья - это хорошо, что семья - это «папа-мама-я», а мой отец - самый лучший на свете.

На самом деле, штука оказалась в том, что отсутствие родителя больно ударяло не один раз - не только после его смерти, которая случилась, когда мне было семь, но и потом, с какими-то регулярными «обострениями» раз в пять лет - в 12, 17, 22... Проявляется это по-разному, в последний раз, например, стало по-женски «доходить», что же это всё значило для мамы, каково ей было тогда и все последующие годы - не только потерять самого близкого человека, но и остаться двумя несамостоятельными детьми, без работы и в пореформенной России (это был 1993 год). Лет в 12 я вдруг осознала себя по этому параметру крайне беззащитной - не то, чтобы отцы моих сверстников как-то видимо оберегали их от напастей судьбы, но ведь если у тебя есть хороший папа - это совсем другое, чем когда его нет, согласитесь. А я, к тому же, всегда была «папиной дочкой».

Вместо отца земного - Отец Небесный

А еще интересная штука была в том, что потеряв земного отца, я сразу же получила Отца Небесного. Дело в том, что папа умер некрещеным. Это стало значимым лишь тогда, когда в горе «сунулись» в церковь - отпеть или хотя бы подать записки. И тогда оказалось, что не крещены и мы с братом. Мне было семь, а старшему брату - 21, и через пару дней после похорон нас повели креститься. Церкви в нашем городе тогда только открывались, мы отправились в ближайшую, где службы были лишь по выходным, зато была крестильня. Не знаю, «насколько верующими» тогда мы все были, мама действовала инстинктивно, а мы с братом, естественно, не сопротивлялись. Крестик на шее мне нравился, а процедура крещения - не очень, потому что воск капал со свечки и обжигал пальцы, а вино - язык (наверное, то было Причастие, но кто же знал, что это такое). Зато воцерковление началось-таки спустя несколько лет и до сих пор продолжается. Так что мы не можем подать записку об упокоении отца, заказать панихиду или сорокоуст за упокой. Но, думаю, «просто помолиться» в церкви можем. И еще - читать дома Псалтирь как однажды посоветовал батюшка.

Я помню, как мы с папой смотрели по телевизору первые передачи о вере - с митрополитом Кириллом, кажется, как выписывали Библии, которые распространяли иностранные проповедники (синодальный, однако, перевод, так что дома их до сих пор читают). Я не знаю, крестился бы он или нет. Я верю, что Господь забирает «не старых, а готовых» и также думаю, что папа был связан с Церковью узами, на земле не видимыми. Он не был святым, конечно. Но память его - неприкосновенна, хотя я и помню довольно много из достаточно печальных моментов его или их с мамой совместной жизни. Зато он научил меня находить на небе Большую медведицу, а в лесу - сыроежки и заячью капусту. И разумному-доброму-вечному, конечно, - сколько успел. Он много чему меня научил. И с каждым годом мы всё ближе.

***

А что касается неполных семей... Это действительно аномалия, которую вряд ли вылечишь книжками, но которую исцелит Лекарь и восполнит Утешитель. И такая ситуация приучает ко вполне, по-моему, правильному ощущению, что конечное твое упование, опора и защита - в Боге.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале