Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова - 11 ноября
Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в семье врача. В 1843 г. окончил Петербургское военно-инженерное училище и поступил на службу в Инженерный департамент. Однако уже через год вышел в отставку и начал заниматься литературной деятельностью.
Первый роман Достоевского «Бедные люди» (1846 г.) был высоко оценен В.Г. Белинским, который увидел в молодом писателе продолжателя дела Н.В. Гоголя.
Конец 40-х гг. в Петербурге был временем активной общественной жизни. Молодежь участвовала в кружках различных общественно-политических и философских направлений. Достоевский примкнул к кружку М.В. Петрашевского. Участники этого кружка изучали труды французских социалистов-утопистов, обсуждали вопросы, связанные с положением крестьян в России и размышляли о путях развития русского общества. В 1848-49 гг. в кружке Петрашевского разрабатывалась идея создания тайного общества для подготовки крестьянского восстания с целью свержения самодержавия. В организационных собраниях и выработке программы действий будущего общества Достоевский участия не принимал. Тем не менее, вместе с участниками кружка Достоевский был арестован и приговорен судом к смертной казни, которая перед самым расстрелом была заменена четырехлетней каторгой с последующим определением рядовым в армию.
Процедура подготовки к смертной казни, общение с каторжанами и солдатская служба после каторги сильно повлияли на мировоззрение Достоевского. В 1859 г. после амнистии он вернулся в Петербург совершенно другим человеком.
Все творчество Достоевского после возвращения из ссылки посвящено постижению глубины человеческого духа. «А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечною силою любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылись ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь» (Вл. Соловьев, «Слово, произнесенное на могиле Достоевского»).
Достоевский во всех своих произведениях вскрывает убожество и духовную нищету людей, не верующих в Бога и противопоставляющих ему Разум. По Достоевскому, единственным критерием этических поступков людей является Правда Божия. Нравственные оценки, основанные на человеческом опыте и личном произволе, неминуемо приводят к вседозволенности.
Вернувшись из ссылки, Достоевский наряду с литературной деятельностью активно участвовал в общественно-политической жизни России. Он издавал журналы «Время», «Эпоха» и «Гражданин», в которых излагал свои взгляды на общественные явления и пути развития России. С 1873 г. в «Гражданине» началась публикация «Дневника писателя», который затем ежегодно выпускался вплоть до смерти автора. В «Дневнике» помимо размышлений о явлениях общественной жизни содержались и нравственно-философские воззрения, а также и некоторые художественные произведения.
Мировоззрение Достоевского коренным образом противоречило мировоззрению революционеров-атеистов. Его критика революционных идей преобразования России нашла яркое выражение в романе «Бесы». Достоевский предсказывал грядущую революцию в России и видел в ней войну против христианской цивилизации, конец христианской культуры.
Неудивительно поэтому, что произведения Достоевского, а также его мировоззрение встретили уничтожающую критику со стороны революционеров, которые, начиная с А.И. Герцена обличали общественные и философские взгляды писателя, выраженные в его произведениях и дневниках, и призывали видеть в Достоевском только автора «униженных и оскорбленных», обличающего дикие стороны современной ему действительности. По тем же причинам в советское время произведения Достоевского были исключены из школьной программы и издавались в ограниченном объеме.
Несмотря на это, произведения Достоевского покоряли и покоряют мир. Достоевский и сегодня близок людям, потому что он указывает выход из страшной реальности современного мира, убеждая в том, что духовная нищета, распущенность, жестокость есть результат богоотступничества, утраты религиозных основ жизни человека. «Представьте себе, – пишет Достоевский, – что нет Бога и бессмертия души… Скажите, для чего мне тогда жить хорошо, делать добро, если я умру на земле совсем? Без бессмертия-то ведь дело в том, чтоб только достигнуть мой срок, и там хоть все гори. А если так, то почему мне (если я только надеюсь на мою ловкость и ум, чтоб не попасться закону) и не зарезать другого, не ограбить, не обворовать…?».
Достоевский верит в Человека: «тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле…»; «…люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей»; «любите человека и в грехе его, ибо сие уже подобно Божеской любви».
Ф.М. Достоевский был пророком. В его сочинениях содержатся предсказания о трагической судьбе России, которые сбылись и продолжают сбываться. Но он твердо верил в будущее своего Отечества: «Могуча Русь, и не то еще выносила… Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет она все решительно… Ее назначение столь высоко, и ее внутреннее предчувствие этого назначения столь ясно (особенно теперь, в нашу эпоху, в теперешнюю минуту, главное), что тот, кто верует в это назначение, должен стоять выше всех сомнений и опасений».