Горячие камни Херсонеса
Жалко, что всего день. Ибо он был очень жарким, кипучим и донельзя коротким. Да и тратить — не то слово: наслаждаться. А можно без сожаления отдать и весь отпуск, записавшись в экспедицию на раскопки. Не патетика и не реклама, но Херсонес — лучшее, что можно увидеть во всём Крыму.
А всё же первый раз встретиться с античным городом лучше неподкованным в исторических фактах и неискушенным в археологических поисках — оставить место для фантазии. С незапутанными мыслями, чистой памятью, один на один с приморским городом, Херсонесом Таврическим.
...Окраина Севастополя, улица Древняя, дом номер 1. По странному адресу — странное место. Номинальный дом 1 — это тысячелетние камни, неопалимые солнцем, раскрошенные античные дома, сетка сбегающих к морю улиц, туманный колокол у кромки воды, далее — море-небо (не разобрать!) и еле-еле ощутимый ветер — флеровая душа Херсонеса.
Тут пахнет горячими камнями и морской солью. Херсонес когда-то был греческой колонией, кипела, бурлила жизнь ремесленников, портовых рабочих, хлебопеков, рыболовов.
Это было очень-очень давно, когда Крым ещё не принадлежал Украине, да и не было ещё Украины, и наша эра ещё не началась, и ещё намного дальше, вглубь веков... Всё-таки сложно представить 422 гг. до н.э, когда здесь, на скалистом мысе, окружённом двумя бухтами, уже стал разрастаться город, названный по-гречески «полуостровом».
Жизнь здесь кипит до сих пор, именно кипит! На градуснике около 40, самое пекло. Экскурсантов много, тени мало. Конкуренты перебегают под навесы или к фонтанам, ловя по пути отрывочные сведения и хаотично обмахиваясь чем попало. Около главных святынь Херсонеса — колокола, базилики и башни Зенона — конвейер туристов с фотоаппаратами. Фотокамера готова, на фоне — туманный колокол, прицеливаемся, и — первый пошёл, второй пошёл... Быстрее, быстрее, многим нужно сделать снимки, а на подходе новая экскурсия.
Туманный колокол. Может и не символично, что символом античного города стало не произведение глубокой древности. Однако его яркая история и колоритный внешний вид сыграли свою роль. Памятная надпись рассказывает: «Сей колокол вылит (для храма) святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом 351 пуд 1778 года месяца августа ... числа». Сначала он и был в Таганроге, пока не попал в Севастополь. В годы Крымской войны французы захватили колокол и вывезли его в Париж. По легенде он много лет находился на звоннице Собора Парижской Богоматери. В 1913 году «пленника» всё же вернули в Севастополь, где он в туман давал сигнал кораблям, чтобы они не напоролись на мель. Сейчас этот трофей победы над турками — символ руинного города, который долгое время входил в Османскую империю.
Однако вернёмся в Херсонес. Стоит призвать на помощь фантазию и окунуться в прошлое: я стою у древних городских ворот. Суровые, бородатые стражи в сверкающих шлемах и чешуйчатых панцирях, громыхнув в знак приветствия копьями, берутся за кольца ворот. Медленно, со скрипом расходятся их массивные полотнища, и подъёмная решётка ползет вверх.
У Херсонеса тесная застройка с узкими улицами и небольшими площадями. При регулярной планировке примерно одинаковые кварталы пересекаются под прямым углом.
Центральная площадь города располагается в средней части главной улицы. Здесь находятся храмы, алтари, статуи богов, постановления народного совета. Загляну в один из храмов: на полу красивейшая мозаика с павлинами, олицетворявшими бессмертие, полуколонны с резными капителями, ритуальные украшения, статуи...
На другой стороне площади — богатый дом. Наверное, сына басилевса (царя) или приближённых к царю. От площади с храмами разбегаются путаные улочки, где в скромных домишках живет простой люд.
Но тают каменные сооружения греческой колонии. А вместо неё передо мной травянистое поле, вскрытое археологическими раскопками. Это издалека, на первый взгляд — руины и развалины. Подойдёшь ближе — не останешься без награды: здесь у всех своя история.
Вот остов здания, у него сохранились несколько ступенек истёртой ногами каменной лестницы, ведущей в дом, ныне обрывавшейся в никуда. Лестница из одной эры в другую.
Интересное сооружение. Что это могло быть? Высокий каменный угол с глухими арками в стенах, вниз уходят тёмные погреба. Может, холодильник, думаю, или подземные ходы какие. Заглядываю вниз, веет замогильным холодом. Вглядываюсь — на дне белеют кучи пакетиков, кальмары, орешки, сверкают краями пивные банки. Ого, вот тебе и античный город! Жаль, древние урны не сохранились.
Позже в путеводителе нашла заинтересовавшее меня место и прочла: «Одноапсидный храм-усыпальница. В нём обнаружили останки почти 400 человек, причём могилы в храме расположены не только под полом, но и во всех стенах». Так вот, куда складирует мусор цивилизованный потомок!
Пожалуй, самое популярное место паломничества туристов — «базилика в базилике». Это условное название, настоящее имя уже не для посторонних ушей. Сооружение действительно напоминает «матрёшку» из двух храмов, вставленных один в другой. Такое расположение поздней базилики на более ранней практиковалось в городе повсеместно.
Базилики узнаваемы по двум рядам мраморных колонн, над которыми, кстати, в 2007 году была совершена диверсия. Хулиганы опрокинули их, из-за чего пострадал мозаичный пол, а некоторые колонны, не выдержав удара, раскололись.
Изюминкой Херсонеса считается античный театр, построенный в III веке до н.э. В Крыму такой театр один-единственный, пусть и небольшой. На трагедии сюда приходили только мужчины, а женщин брали по своему усмотрению, на комедии женщины не допускались вовсе — нечего подвергать соблазну и искушению.
Ряды скамей с местами для зрителей могли вмещать до двух тысяч человек, сохранившиеся же — на порядок меньше. Неудачно оброненное экскурсоводом: «сохранились лишь первые ряды, а остальные были достроены в наши дни» изрядно подпортило первое восторженное впечатление от театра. Иногда лучше всей правды не знать.
Уже в Средние века театр погиб, христианство окончательно отвергло языческие игрища. А позже его разобрали на строительный материал. Неподалеку от театральных скамей, в VII веке возникает храм. Современные раскопки позволили увидеть тысячам людей, как две разные эпохи по-соседски уживаются на крошечном кусочке древней земли.
Херсонес в некотором роде — наша духовная родина. В V веке город вошёл в состав Византийской империи. Именно здесь свершилось таинство крещения святого князя Владимира, крестителя Руси. Об этом сейчас свидетельствует Владимирский собор, рождённый современной историей и освящённый в 1891 году. Это выдержанное в византийском стиле двухэтажное здание в виде креста. В центре храма — прикрытые мрамором руины средневековой церкви, в которой, по преданию, крестился князь Владимир.
Даже не верится, что с этой земли, от этих горячих древних камней пошло распространение христианства на Русь.
Ранняя заря Руси Православной открылась под этим небом, молчаливой голубой громадой, на этой земле, заросшей травой и кустарниками, в этих руинах древних храмов, домов и цитаделей. Это близко духовно и дорого сердцу.
Фотографии с сайтов www.club.foto.ua; www.fotokritik.ru
Впервые опубликовано 5 августа 2008 года