Зона отчуждения в Чернобыле: что делать, если и страшно, и любопытно?
Фото: Мария Батраченко |
Многие, несмотря на огромное желание увидеть ту самую зону отчуждения, которая возникла после аварии на Чернобыльской АЭС, все же не решаются посетить её. Ведь риск получить опасную для здоровья долю радиацииостаётся и по сей день.
Сегодня существует бесконечное количество компаний, которые занимаются организацией туристических поездок в Чернобыль. Впервые эта идея появилась у предприятия «Чернобыль интер информ». Однако необходимо было доказать, что большинство мест зоны отчуждения не представляют никакой опасности для здоровья человека. В целом эта гипотеза оказалась верной. Её подтвердил доклад ООН, который вышел в 2002 году. Началась эпоха стремительного развития туризма в Чернобыле. Это место привлекало неимоверное количество людей из разных стран, которых интересовали все детали и подробности аварии 1986 года.
Сегодня число туристов возросло до 150 тысяч человек в год. Однако немалый риск нанести вред здоровью остается. Как же проходят экскурсии в зону отчуждения? Нам удалось пообщаться со смельчаками-туристами и узнать об их впечатлениях во время пребывания в зоне отчуждения.
Мария Батраченко, посещала Чернобыль два раза: в 2017 г. и в 2019 г.
— Насколько сейчас опасно пребывание в зоне отчуждения?
— Конечно, за все годы администрация выработала правила и вынуждает каждого поставить подпись об ознакомлении с ними и о понимании важности соблюдения этих правил. Все просто: носи только закрытую одежду (с рукавами и штанинами), головной убор, слушай сопровождающего от администрации Чернобыля, который дает четкие указания о том, куда лучше не ступать и что не трогать. Пребывание полностью безопасно, если ничего не трогать руками. Никакой специфической защитной одежды не нужно, обувь после посещения зоны отчуждения выбрасывать не нужно, волосы остригать тоже.
Фото: Мария Батраченко |
— С какими проблемами вы столкнулись при посещении? Везде ли разрешён вход для туристов?
— Вход только по купленному билету. Обычным посетителям без агентства можно попасть исключительно два раза в год на «гробки», когда люди едут убраться на могилах погибших родственников, а ещё на 9 мая. Однако с 2017 года въезд не свободный. Необходимо доказать каким-либо документом, что ты имеешь отношение к ранее жившим людям на территории зоны отчуждения.
— Какая там сейчас жизнь? Кто работает/живет?
— В Припяти не живёт никто. Все люди, которые живут постоянно или временно на период работы, живут в специально отведённых домах в Чернобыле. Но эти дома не строились дополнительно — это дома, которые и были там во время катастрофы. Судя по рассказам гида, там живёт около полутора тысяч человек персонала и до сотни «кочевников», которые отказались от благ цивилизации. Смены работников бывают 3 через 3, 7 через 7 и 15 через 15.
Фото: Мария Батраченко |
— Что вам запомнилось больше всего?
— Больше всего мне запомнилась обваленная школа в Припяти, на третьем этаже которой видны парты и школьную доску. Также действующая столовая прямо у саркофага четвёртого реактора. Более экстремальной была программа 2017-го года. В ней был ещё завод, этажей 11-12 в высоту, на крышу которого я поднялась, а также прогулка вокруг Припяти, так как внутрь тогда не пустили. Также впечатлило самовольное посещение больницы, той самой, которую показывают в сериале HBO «Чернобыль», где спасали первых эвакуаторов трагедии. Вот там больничные карты, вещи, игрушки... Бррр... Жутко.
* * *
Неудивительно, что территория Чернобыля вызывает интерес не только у граждан стран, некогда входящих в состав СССР. Так, Чарльзу Дженссону из Нидерландов удалось осуществить давнюю мечту и посетить Чернобыль в качестве туриста.
Фото: Чарльз Дженссон |
Чарльз Дженссон, турист из Нидерландов
— Что вы слышали о Чернобыле до его посещения?
— На самом деле, для России и Украины это огромная катастрофа. Как к ситуации относятся иностранцы? Для Нидерландов эти вести были очень важными и ошеломляющими. Тогда я был маленьким ребёнком. Радиоактивное облако также достигло и Голландии. Помню, мы даже не ели овощи из нашего сада, потому что было очень страшно. В случившееся сложно было поверить. Поэтому эта ситуация продолжает волновать меня и по сей день. Конечно же, пребывание в зоне отчуждения было довольно любопытным и интересным.
Фото: Чарльз Дженссон |
— Какие эмоции вас наполняли во время вашего пребывания в Чернобыле?
— Авария на ЧАЭС — катастрофа крупного масштаба. После неё мы получили возможность увидеть, что бывает с природой, когда она не находится под контролем. Конечно, мне известно, что в 1986 году некоторые места не были оставлены без внимания, а многие были разграблены. Было необычно стать частью всей этой истории.
—Какие места вам удалось посетить?
— В наш тур входило посещение Чернобыля, деревни, которая находилась между Чернобылем и атомной электростанцией, мемориала у четвертого реактора, Припяти и радиолокационной станции. Это был хорошо организованный тур, который любой может легко найти в интернете.
Фото: Чарльз Дженссон |
— Опасно ли нахождение в Чернобыле? Заметили ли вы изменения в своём здоровье?
— Мне кажется, для человека опасно как раз постоянное пребывание в Чернобыле. А для туристов особенно опасно, если они неаккуратны и не следуют указаниям гида. Помимо гида, у нас также были счетчики Гейгера, которые, кстати, отображали показатели в пределах нормы даже у самого реактора, за исключением нескольких мест в Припяти и на коротких отрезках по дороге в Рыжий лес. Никаких изменений в своём здоровье я не почувствовал, так как находился там недолго. Однако люди, которые там живут постоянно, осознанно берут на себя огромный риск.