Господи, помоги нашим олимпийцам!
Отец Николай, как сложилось, что вы духовник Олимпийской сборной? Кому принадлежит идея?
Идея принадлежала руководителю олимпийского комитета - Тягачеву Леониду Васильевичу. С его подачи пять лет назад, перед Олимпиадой в Афинах, Святейший Патриарх благословил меня окормлять олимпийскую сборную. До этого как такового духовника у сборной не было. На соревнования никто не выезжал. Впервые это произошло на Олимпиаде в Афинах.
Что повлияло?
Греция - православная страна, и это несомненно сыграло свою роль. Стало известно, что у каждой команды из греческой сборной будет свой священник. Греческую «команду духовной поддержки» из 15 священников возглавлял митрополит Афинский. С визитом приезжал тогдашний Предстоятель, ныне покойный, блаженнейший Христодулус. Русскую Церковь представляло трое священников: я, от Московского Патриархата, священники из Минского экзархата и Киева. Также были священники из Болгарии и Сербии. В этой первой поездке и родилась новая традиция...
По опыту вашего олимпийского служения, действительно ли спортсмены нуждаются в церковном окормлении? Много ли среди них глубоко верующих, церковных людей?
Если говорить только о тех, кто участвует в спортивных состязаниях, а это примерно 600-700 человек, среди них, как говорит один известный богослов, нет души неверующей - каждая душа христианка. В каждом есть стремление получить духовную поддержку из горнего мира. Команда наша многонациональна и многоконфессиональна. Есть и мусульмане, иудеи и буддисты...
Как они, кстати, относились к вашему присутствию? Не было ли конфликтов?
Не могло быть и не может быть, поскольку люди там заняты не религиозными вопросами, а вопросами спорта. Но логика такова, что наша команда представляет все-таки православную страну, среди наших спортсменов есть достаточно верующих. У многих есть свои духовники. На прошлой Олимпиаде, к примеру, подходит ко мне Хоркина и говорит: «А меня благословлял архиепископ Белгородский Иоанн». Это очень радостно, что люди едут на соревнования, получив благословение у своих духовников и архиереев. А я передаю им благословение Святейшего владыки нашего Алексия II, который каждый раз пишет очень теплые слова в посланиях олимпийцам. В этом году мы впервые послужили молебен перед началом соревнований в Успенском соборе Кремля.
В чем же заключается духовное окормление наших олимпийцев?
Духовное окормление на соревнованиях часто состоит в том, чтобы послужить молебен накануне соревнований, освятить инвентарь. Бывают удивительные случаи. В прошлом году мы с женой гостили у родственников в Швейцарии, как раз в то время, когда в Турине проходили соревнования наших лыжников и они попросили приехать. Прорвались к ним буквально чудом, не имея ни пропуска, ни аккредитации, ведь приезд не планировали. Конечно, на пропускном пункте нас остановили, поняли, что никаких документов у нас нет и попросту «послали к администрации». Но дело было поздним вечером, решили нет - значит нет. Но вдруг подумалось, а что если подарить этим контролерам какой-нибудь сувенир. С собой у меня была Смоленская иконочка Божьей Матери. Подъезжаем опять к этому пункту. Открываю окно, протягиваю руку с иконой. А полицейские отворачиваются от меня и куда-то смотрят, в горы. Стоят передо мной и буквально не видят меня. Ну не буду ж я кричать: «Возьми икону», - я и по-французски то не говорю. Водитель мне шепчет: «Батюшка, так нас никто не задерживает, шлагбаум открыт». Мы по-русски дали «по газам» и через 15 минут были уже на базе у наших лыжников.
Чаще всего, конечно, командный состав просит просто молитв. На Литургиях обычно спортсмены не присутствуют, только на молебнах, ведь это 10 минут, а Литургия - это как минимум час. Расписание не позволяет. И потом участие в Литургии требует поста, подготовки, есть опасность, что в запивке попадет что-то не то. Даже святой водой мы их кропим, пить не даем. К Причастию приступают только члены Олимпийского комитета, руководящий состав. Обычно устраивается молебная комната, либо храм для служения Литургии.
Спорстмены бьются за результат, который, к сожалению, в скором времени забывается. Не похожа ли их жизнь на служение кумиру?
Ну, в таком случае кумиром можно назвать любое увлечение человека: литературу, искусство. Великий математик или пианист - тоже рвутся на конкурсы, стремятся к достижениям, которые через некоторое время обесцениваются. Спортивная жизнь - это работа на результат. Но если спортсмен духовно правильно ориентирован и понимает, что не это самое главное в жизни, то определенные усилия, отданные спорту, ложатся в общую копилку общечеловеческих ценностей. Спорт показывает совершенство человеческого организма, раскрывая те возможности, которые сокрыты в нас. Первому человеку Адаму ничего не нужно было раскрывать. Но мы же изменились под действием греха: один обрюзг, другой растолстел, третий - наоборот - высох. Особые способности в области спорта не мешают человеку духовно созревать. Среди спортсменов есть глубоко верующие люди, но это не является для них поводом к отторжению друг друга. В древнем мире, как вы знаете, во время Олимпийских игр прекращались войны. Сегодня Олимпиада - это нормальная спортивная борьба между странами в мире, а не в злобе.
В упомянутом вами стремлении показать свое совершенство люди тратят очень много усилий, порой теряют здоровье, травмируются. Стоят ли спортивные победы страны таких жертв?
Любая жертва условна. Человек, который любит - любит жертвенно и кладет на алтарь этой любви все, что он может. Это всегда происходит, если ты любишь свое дело, будь то спорт, будь то искусство, будь то наука. У меня есть знакомые математики, которые после сдачи экзаменов попадали в психиатрические больницы - тоже приносили жертву, еще какую, ради какой-то, казалось бы, формулы... За этим всем стоит человек, со всеми его проявлениями и слабостями. Конечно, если мы говорим с точки зрения духовной, то самое главное искать «Царствия Божия и правды его, все остальное приложится вам» (Мф. 6: 33). Если человек ищет правды Божьей и работает в спорте, то спорт не мешает ему.
Зачем все-таки спортивные жертвы? Очевидного смысла в них трудно найти...
Жертвуя подчас своим здоровьем, спортсмен это делает не для себя, а для того чтобы показать, что возможно человеку. Мы знаем, к сожалению, примеры трагические, когда гимнастки лежат парализованные, олимпийские чемпионы, уйдя из спорта, деградируют в нравственном плане. Но у каждого свой путь, предназначенный ему Богом. Если человек нашел себя в спорте, правильно себя увидел в нем, любая жертва, принесенная им, будет Божья. Сказано, что без воли Божьей и волос не упадет с нашей головы. В соревнованиях это особенно хорошо видно, как подчас именно воля Божья способствовала этому миллиметру быть отвоеванным. Поэтому спортсмены просят молиться, поэтому мы молимся...
А можно ли молиться за победу на Олимпиаде? Есть случаи, когда люди подают записки священникам для поминовения Сборной России...
Конечно можно, «по вере вашей да будет вам» (Матф., 9:29). Но поводом для молитвы должно быть не то, «чтоб мы победили, а они проиграли», а то, чтоб Господь помог и укрепил тех, кто состязается. Особенно надо молиться за тех, кто проиграл. Роль священника отчасти в этом и состоит. Было несколько ситуаций и в Афинах и в Турине когда кого-то дисквалифицировали, люди находились на грани отчаяния, потеряв надежду участвовать в дальнейших играх. Им нужна была помощь укрепиться в вере, в то, что жизнь не заканчивается.
Болельщики и зрители очень вовлечены в спортивные состязания. Правильны ли такие переживания с духовной точки зрения? Полезно ли православным болеть за спортсменов?
А что нам говорит апостол Павел по этому поводу?
Разве он говорил что-либо о спортивных болельщиках?
Он рассказывает, что «бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду. Так бегите, чтобы получить» (1Кор.9:24), т.е. приводит пример из древних игр. Пример сам по себе интересный, говорящий о том, что надо несмотря ни на что бежать и стремиться получить свою награду и в жизни и, конечно, в духовных устремлениях. Потом нам говорится: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12. 15). Любое действо, нуждающееся в духовной поддержке, в христианстве не возбраняется. Что такое «болеть»? Это значит душой быть с тем, кто состязается, болеть и сострадать с ним вместе...
Да и результатом такого сострадания являются, подчас, разбитые витрины и сожженные автомобили...
Да, но болеть можно по-разному. С христианской точки зрения я не вижу здесь ничего предосудительного в нормальном сочувствии и сопереживании спортсменам. Считаю, если вы христианин, болеете за команду, значит молитесь за нее, а молитва - это всегда духовное действие. «Просите, и дано будет вам» (Матф.7.7-11). Что ж плохого, если мы попросим: «Господи помоги нашей команде! Не ради тщеславия и не ради этих наград, а ради того, чтоб люди получили должное по своим заслугам, если на то будет святая Твоя Воля!» Поэтому христианин болеет спокойно, без надрывов и даже проигрыш принимает как Волю...
А вот единение болельщиков - это, по-вашему, что-то настоящее, ценное?
Во время Олимпиады - воистину да! Особенно это чувствуется на церемонии открытия и закрытия. Это помогает осознать, что люди должны жить в мире и спорт помогает им преодолевать ненавистную рознь мира сего.
Вы сами любите спорт?
Некоторые виды - стрельбу из лука, парусный спорт, футбол. Профессионально я никогда спортом не занимался, только физкультурой: плаванием, лыжами, стрельбой.
Советовали бы молодым православным посвящать свою жизнь спорту?
Посвящать свою жизнь - нет. К этому надо иметь особый талант. Но заниматься спортом советую всем. Надо беречь свое здоровье, как бесценный Божий дар. Делай тысячу поклонов - вот тебе православная физкультура.
За кого будете болеть на Олимпиаде?
За тех кого, Господь мне вручил как духовных чад, за нашу команду в целом. В частности - за наших пловцов. Пойду на трибуну, если пригласят, билеты все же слишком дорогие. Вот, кстати, обратите внимание на эту лампаду, я беру ее с собой на все Олимпиады, в ней горит негасимый огонь.
Православный олимпийский огонь...
Да, негасимая олимпийская лампада всегда горит перед образом свт. Георгия Победоносца. Молимся за наших.