Моя лениниана
За двадцать лет после падения советской власти выросло новое поколение, для которого события тех лет почти так же далеки, как годы правления Петра Первого или даже Ивана Грозного. Многие молодые люди искренне считают организатора Октябрьской революции Ульянова-Ленина прогрессивным деятелем, который мечтал построить справедливый социально-политический строй, но не успел осуществить своё намерение. Эта уверенность основана, прежде всего, на незнании первоисточников. Произведения Ленина публикуются сейчас редко, и мало кто станет копаться в текстах вождя мирового пролетариата.
Подборка ленинских цитат, предлагаемая вашему вниманию, основана исключительно на первоисточниках из пятого издания Полного собрания сочинений в 55 томах. Я привожу в хронологическом порядке только те фразы, где имеются точные указания на авторство Ленина. Думаю, что никаких комментариев к ним не требуется.
***
«Чтобы стать властью, сознательные рабочие должны завоевать большинство на свою сторону: пока нет насилия над массами, нет иного пути к власти». (Ленин, ПСС, т. 31, с. 147)
«Субботники, трудовые армии, трудовая повинность — вот практическое осуществление в разных формах социалистического и коммунистического труда». (ПСС, т. 40, с. 315)
«Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов. Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата. <…> Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. < … > Мы говорим: нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов. <…> Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем». ( ПСС, т. 41, с.309)
«Каждого члена коллегии НКЮста, каждого деятеля этого ведомства надо бы оценить по послужному списку, после справки: "скольких купцов за злоупотребление НЭПа ты подвёл под расстрел"». (ПСС, т. 44, с. 398)
«Всякий боженька есть труположство <…> Всякая религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость <…> самая опасная мерзость, самая гнусная зараза». (ПСС, т.48, с. 226-227)
«Тов. Зиновьев! Только сегодня мы услыхали в ЦК, что в Питере рабочие хотели ответить на убийство Володарского массовым террором и что вы (не Вы лично, а питерские цекисты или пекисты) удержали. Протестую решительно! Мы компрометируем себя: грозим даже в резолюциях Совдепа массовым террором, а когда до дела, тормозим революционную инициативу масс, вполне правильную. Это не-воз-мож-но! Террористы будут считать нас тряпками. Время архивоенное. Надо поощрять энергию и массовидность террора против контрреволюционеров, и особенно в Питере, пример коего решает». (ПСС, т. 50, с. 106)
«В Нижнем [Новгороде] явно готовится белогвардейское восстание. Надо напрячь все силы, составить тройку диктаторов, навести тотчас массовый террор, расстрелять и вывести сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров и т.п... Надо действовать вовсю: массовые обыски, расстрелы за хранение оружия, массовый вывоз меньшевиков и ненадёжных». (ПСС, т. 50, с. 142-143)
«Получил Вашу телеграмму из Пензы. Необходимо организовать усиленную охрану из отборно надёжных людей, провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города». (ПСС, т. 50, с. 143-144)
«Сейчас буду по телефону говорить с военными о всех ваших требованиях. Временно советую назначить своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты». (ПСС, т. 50, с. 165)
«Т. Троцкий! Удивлён и встревожен замедлением операции против Казани, особенно если верно сообщённое мне, что вы имеете полную возможность артиллерией уничтожить противника. По-моему, нельзя жалеть города и откладывать дольше, ибо необходимо беспощадное истребление, раз только верно, что Казань в железном кольце». (ПСС., т. 50, с. 178)
«Короленко ведь почти меньшевик. Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками. Нет, таким "талантам" на грех посидеть недельки в тюрьме. Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно». (ПСС, т. 51 с. 48.)
«Т. Сталин! Пригрозите расстрелом тому неряхе, который, заведуя связью, не умеет дать Вам хорошего усилителя и добиться полной исправности телефонной связи со мной…». (ПСС, т. 51, с. 134).
«Дорогие товарищи. Можно и должно мобилизовать московское население поголовно и на руках вытащить из леса достаточное количество дров. Если не будут приняты героические меры, я лично буду проводить в Совете Обороны и в ЦК не только аресты всех ответственных лиц, но и расстрелы. С коммунистическим приветом, Ленин». (ПСС, т. 51, с. 216)
«Христа ради, посадите Вы за волокиту в тюрьму кого-либо! Ей-ей, без этого ни черта толку не будет. Ваш Ленин». (ПСС, т.54, с.262)
***
А эти высказывания Ленина в силу понятных причин не вошли в Полное собрание сочинений и ждали своего часа в закрытых архивах:
«Для написания пропагандистских брошюр привлеките Колнера или Шнейгера из Цюриха, Нубакера из Женевы, итальянцев из Лугано — платить им за работу и поездки архищедро, а русским дуракам раздайте работу: посылать вырезки, а не случайные номера (как делали эти идиоты до сих пор)». (РЦХИДНИ, фонд 2, опись 2, дело 125, лист 1).
«...Товарищи! Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Этого требует интерес всей революции, ибо теперь взят «последний решительный бой» с кулачьём. Образец надо дать.
Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц.
Опубликовать их имена.
Отнять у них весь хлеб.
Назначить заложников — согласно вчерашней телеграмме. Сделать так, чтобы на сотни вёрст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц — кулаков.
Телеграфируйте получение и исполнение. Ваш Ленин.
P.S. Найдите людей потвёрже».(РЦХИДНИ, фонд 2, опись 2, дело 6898)
«…передать Теру, чтобы он всё подготовил для сожжения Баку полностью, в случае нашествия, чтобы печатно объявил это в Баку». (РЦХИДНИ, ф. 2, оп. 2, д. 109)
«... повесить там 100-1000 их чиновников и богачей ...». (РЦХИДНИ, ф.2., оп.2, д. 447)
«... отправляйте... неблагонадёжных в концентрационные лагеря...». (РЦХИДНИ, ф. 2, оп.2, д. 9852)
«Прекрасный план. Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом «зелёных» (мы потом на них свалим) пройдём на 10-20 вёрст и перевешаем кулаков, попов, помещиков . Премия 100 000 рублей за повешенного ». (ЦПА ИМЛ, ф. 2, оп. 2, д. 380)
***
Вместо послесловия приведём несколько цифр. Если накануне революции, 1 января 1917 года, население России составляло 164 миллиона человек, то в 1920 году — только 134,2 миллиона. За три первых года правления Ленина оно сократилось на тридцать миллионов — это больше, чем погибло наших соотечественников за все четыре года Великой Отечественной войны.
Зная первоисточники — документы и цифры, как можно по-прежнему восторгаться Лениным и считать его «добрым дедушкой» и «самым человечным человеком»?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Впервые опубликовано 7 ноября 2011 года