«День Седьмое ноября — красный день календаря!»
Я написал этому студиозусу, что он — не восьмидесятилетняя старушка, которая выходит на Манежную площадь с плакатиком «Ильич, не дадим тебя в обиду!», что перед памятью миллионов жертв советской власти писать подобное студенту Московского университета неприлично.
Сегодня получаю от него выразительный ответ, который не могу не привести:
«А что, у Вас разве нет в душе благодарности Советской власти за всё то, что она Вам дала: образование, отдых, да и вообще... безмятежные детские и юношеские годы?
Сейчас просто модно охаивать советский период нашей истории... Смотришь: только вчера люди выходили на демонстрации, состояли в партии, а сегодня вдруг заговорили о том, что большевики расстреляли царя! Ах они нехорошие, безбожники-большевики!
Григорий Владимирович, если серьёзно, я просто сравниваю то, что вижу и что происходит СЕЙЧАС, с тем, что происходило ТОГДА».
Я решил ответить на это письмо здесь, открыто, поскольку в последние годы всё чаще приходится слышать, что-де Ленин был прогрессистом, что он хотел добра и счастья, а вот его такие-сякие последователи исказили единственно верное учение.
Что ж, сначала предоставлю слово современникам вождя мирового пролетариата. Вот что говорил, откликаясь на смерть Ленина, Иван Алексеевич Бунин:
«Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек — и всё-таки мир уже настолько сошёл с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет? На своём кровавом престоле он стоял уже на четвереньках [во время болезни, в 1923 году. — Г.П.]; когда английские фотографы снимали его, он поминутно высовывал язык: ничего не значит, спорят! Сам Семашко [нарком здравоохранения при Ленине. — Г.П.] брякнул сдуру во всеуслышание, что в черепе этого нового Навуходоносора нашли зелёную жижу вместо мозга [у Ленина одна половина мозга оказалась при вскрытии окаменелой, и по ней стучали пинцетом, а вторая была размером с грецкий орех. — Г.П.]; на смертном столе, в своём красном гробу, он лежал, как пишут в газетах, с ужаснейшей гримасой на серо-жёлтом лице: ничего не значит, спорят! А соратники его, так те прямо пишут: «Умер новый бог, создатель Нового Мира...».
(из речи «Миссия русской эмиграции». Париж, 29 марта 1924 г.)
Иван Бунин |
Но Бунин лично не был знаком с Лениным, как, например, Максим Горький. Вождь был в самом разгаре своей деятельности, когда «великий пролетарский писатель и буревестник революции» писал:
«Вообразив себя Наполеонами от социализма, ленинцы рвут и мечут, довершая разрушение России — русский народ заплатит за это озёрами крови. Сам Ленин, конечно, человек исключительной силы; двадцать пять лет он стоял в первых рядах борцов за торжество социализма, он является одною из наиболее крупных и ярких фигур международной социал-демократии; человек талантливый, он обладает всеми свойствами «вождя», а также и необходимым для этой роли отсутствием морали и чисто барским, безжалостным отношением к жизни народных масс.
(«Несвоевременные мысли», 1918 год)
Максим Горький и Ленин |
Ну, а теперь мой ответ автору письма.
Итак, у меня «нет в душе благодарности Советской власти за всё то, что она дала: образование, отдых, да и вообще... безмятежные детские и юношеские годы». Нет потому, что всё это был тянувшийся семьдесят лет обман, когда советская власть зомбировала три поколения десятков миллионов советских людей — начиная от детского сада. Первая песенка, которую я выучил в садике, в «безмятежные детские годы», была, конечно же, о Ленине:
Мы в детский сад приходим
Весёлою гурьбой.
Нам Ленин улыбнётся
С портрета как живой.
У нас на свете много
Товарищей-друзей,
Но Ленин лучшим другом
Всегда был для детей.
Да, детские и юношеские воспоминания всегда субъективны, но связаны они, прежде всего, не с советской властью, а с семьёй. А такие воспоминания, как правило, остаются в памяти независимо от социально-политического строя. Кстати, воспоминания тоже можно сравнивать: что помнит из детства студиозус — автор этого панегирика советскому строю (сколько получала его мама? Могла ли она ежегодно вывозить своё чадо на море? Что могла купить в убогом гастрономе без талонов? и т.п.), и какие соответствующие воспоминания у его ровесников за рубежом.
Я тоже против огульного охаивания советского периода нашей истории: были, конечно, и свои плюсы, и свои минусы. Но необходимо помнить, что достижения той эпохи объяснялись не только массовым энтузиазмом, но, в первую очередь, бесплатным, рабским трудом десятков тысяч и миллионов ни в чём не повинных заключённых.
Конечно, в советские годы обывателю было в целом спокойнее, чем сейчас. Но то, что происходит в наше время, это прямое следствие семидесятилетнего правления большевиков. Когда-то, почти двести лет назад, на вопрос министра Сперанского о том, почему не идут реформы, император Александр Первый с горечью ответил: «Некем взять!».
Ленин и дети |
И сегодня у нас нет не просто людей, которые в массовом порядке могли бы что-то изменить, — в ХХ веке произошло разрушение генофонда нации. Бессмысленная Первая мировая война (1914-1918) унесла несколько миллионов жизней, в революцию 1917 года и Гражданскую войну (1918-1920) погибло ещё больше, в то же время миллионы самых ярких наших соотечественников эмигрировали. Раскулачивание конца 1920 — начала 1930-х годов привело к истреблению крестьянства: все кто умел и любил работать, были убиты или сосланы, а их место заняла дремучая, охочая до чужого добра беднота. (Сегодняшние спивающиеся деревенские жители — их прямые потомки.) Репрессии конца 1930-х годов уничтожили не только старых революционеров, но и духовенство, техническую и военную интеллигенцию. Двадцать семь миллионов унесла Великая Отечественная война (1941-1945). Те, «кто в пехотном строю смело входили в чужие столицы», возвращались после Победы к убожеству родных деревень и колхозным трудодням и тихо проклинали советскую власть, но ни о каком новом декабристском движении не могло быть и речи.
Таким образом, Ленин, Сталин и их последователи в течение десятилетий методически уничтожали собственный народ — всех, кто выделялся из общей массы, кто мог не согласиться с начальством, кто осмеливался высказывать своё мнение. В такой ситуации благодарить советскую власть могут, по моему разумению, три категории россиян: кто в советские годы участвовал в делах большевистской тьмы, кто по своей необразованности не знаком с архивными материалами, и кто нагревает на этой теме руки. К какой из этих категорий относится мой корреспондент, мне безразлично.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
В «Татьянином дне» впервые опубликовано 8 ноября 2010 года