«Пражское кладбище» Умберто Эко: коммерческий успех интеллектуального бестселлера

Презентация нового романа Умберто Эко «Пражское кладбище» (Il Cimitero di Praga) прошла в Москве в рамках ярмарки интеллектуальной литературы «Non/fiction 2011».

«Пражское кладбище» - шестой по счету роман известного итальянского ученого, писателя и публициста Умберто Эко, вышел в прошлом году, и уже успел стать бестселлером не только в Италии, но и во всем мире. Предыдущая вещь - «Волшебное пламя королевы Лоаны», была опубликована в 2004 году, а первый и самый знаменитый роман Эко, «Имя розы», увидел свет в 1980 году. На русском языке «Пражское кладбище» только что  появилось, а на родине писателя, на сегодняшний день продано уже 800 000 экземпляров этой книги.

Презентация романа Умберто Эко

Умберто Эко знает, как добиваться успеха, но, при этом никогда не «опускает планку». О том, как именно ему это удается, говорили на презентации нового романа бессменный переводчик Умберто Эко Елена Костюкович, директор Итальянского института культуры в Москве Адриано Дель Аста, писатель Людмила Улицкая, и литературовед, писатель и историк Мариэтта Чудакова.

По словам Елены Костюкович, Умберто Эко своим «Именем розы» создал модель, которую впоследствии имитировали очень многие сочинители. Модель, в которой культурный и нравственный посыл передается средствами «легкого чтения», детектива. За время, которое проходит до разгадки, автор рассказывает огромное количество вещей, которые заставляют читателя не только задуматься и задать себе очень непростые моральные вопросы, но и получить дополнительное наслаждение от чтения. Все шесть романов Умберто Эко, несмотря сходство приемов, очень разные. Различаются сюжет, время и страны, в которых происходит действие, стилистика. Но общая черта, которая их объединяет - постоянный творческий поиск автора.

В новом произведении Умберто Эко большая роль отводится книге, которую приличный человек не возьмет в руки, но которая, тем не менее, сыграла заметную роль в истории ХХ века, как именно это происходило и исследует автор. Елена Костюкович признается, что книгу, вокруг которой строится повествование, она впервые прочла только в процессе работы над переводом романа Умберто Эко, и это было очень неприятное чтение.

Елена Костюкович

Елена Костюкович: «Паранойя заговора и логика истории»

«Протоколы сионских мудрецов» появились на русском языке в 1903 году, тогда это были отрывки, и книга еще не имела того злостного вида, которые приобрела впоследствии. В 1905 году она вышла отдельным тиражом, и с тех пор ее никогда не было трудно купить. Она до сих пор обсуждается - на сайтах, на кухнях, на довольно неприятных собраниях людей, которые делают из нее некоторые выводы. Для тех счастливых людей, которые до сегодняшнего дня о ней не слышали, поясню, что эта книга о предполагаемом заговоре евреев с целью мирового господства.

В новой книге «Пражское кладбище», так же как и в своих более ранних эссе, и в «Маятнике Фуко» Эко показывает, что паранойя заговора свойственна человечеству от древних времен.

Авторы «Протоколов сионских мудрецов» считали, что отдельные отрывистые события истории сопрягаются в цепочку, в карусель, в бесконечно повторяемый цикл. Однажды этот опус прочитал, сидя в тюрьме, один малоизвестный в то время австрийский капрал, и использовал его как материал для написания своей книги «Майн Кампф». К сожалению, из тюрьмы его выпустили в 1924 году, и он продолжил развивать свою теорию, в результате практического применения которой пострадало и погибло множество людей.

Умберто Эко создал обо всем этом роман авантюрный, полную приключений, веселый. Слово «фальшивка» в этой книге встречается довольно часто, и всякий раз оно вызывает у читателя улыбку, но в какой-то момент начинает вызывать ужас. Роман написан от первого лица. Героя зовут Симоне Симонини, он пишет все фальшивки на свете, создает страшные документы, на основании которых вершатся преступления, и, в том числе пишет книгу, о которой говорилось выше. Главный герой нового романа Эко - отвратительный тип. Но дело не только в этом - интонацию главного героя писатель смог сделать до такой степени отталкивающей, что всякое сказанное им слово воспринимается с точностью до наоборот.

Умберто Эко - мастер композиции, и мастер деталей. Он пишет ярко, свежо и весело, монтирует документ за документом, увлекая читателя,… а потом заявляет, что Симоне Симонини - единственный вымышленный герой в этом повествовании, хотя при этом добавляет: «…Симоне Симонини, сборный герой, принявший в себя черты и поступки множества различных людей, в определенном смысле существовал. И даже, вынужден сказать, существует до сих пор среди нас».

О природе творчества Умберто Эко и причинах  популярности писателя на презентации размышлял его соотечественник, Адриано Дель Аста. По его мнению, общей чертой всех романов Умберто Эко является то, что они всегда дают повод к спорам. Новое произведение не стало исключением, полемика о нем уже началась. Автор всегда выбирает для исследования события и вопросы довольно непростые. Можно спорить об интерпретации Умберто Эко средневековой эстетики, о его идее веры, и, конечно, о его чрезмерном, по мнению нескорых исследователей, увлечении литературной игрой. Эта страсть к игре становится очевидна, когда Эко представляет средневековье как «эпоху умирания разума», опровергая картину мира, которую сам дал в «Имени розы». Но, тем не менее, литературный успех Умберто Эко - свершившийся факт. В чем же суть и обаяние его творчества?

Адриано Дель Аста

Адриано Дель Аста: «Загадка и тайна»

Умберто Эко, говоря об авторе Джеймса Бонда, британском писателе Яне Флеминге, сказал, что причина успеха этого писателя не столько виртуозности описания, сколько в богатстве цитат и остроумных аллюзий. Но такая характеристика очень подходит и для первого бестселлера самого Умберто Эко, «Имя розы». Хотя, конечно все мы прекрасно понимаем, что между «Именем розы» и творениями Флеминга существует большая разница. В чем же она заключается? Это разница - между загадкой и тайной.

Разрешение загадки предполагает игру ума и блеск интеллекта, и на выходе дает детективный роман. Тайну разгадать невозможно, к ее смыслу можно только приблизиться, тайна увлекает и очаровывает. Вопрос смысла здесь всегда вызывает споры, котрые всегда сопровождают романы Умберто Эко. Поэтому так интересно читать его книги. Мне кажется причина этого интереса - именно в очаровании тайны».

Хотя Умберто Эко и не относится к числу любимых писателей Мариэтты Чудаковой, его новую книгу она прочитала с большим увлечением.

Мариэтта Чудакова

Мариэтта Чудакова «Отрицательный герой всегда привлекает внимание читателя»

«Еще со времен плутовских романов известно, что какой бы пройдоха и мошенник ни стоял в центре повествования, мы к нему относимся с сочувствием. Так устроено наше, читательское восприятие. Но Умберто Эко в этом смысле демонстрирует, небывалый фокус - мы не испытываем сочувствия к злодею, но с огромным интересом следим за всем происходящим. По мере чтения книги меня охватывали странные чувства - мне показалось, что подобный роман давным-давно должен был быть написан у нас, в Росиии. Интернет, неожиданно для многих, открыл темные пропасти, которые, наверное, есть в каждом обществе. Нам открылась человеческая гнусность и злоба, которая льется в комментариях практически к любому опубликованному тексту. Я понимаю, что эти тролли - малая часть пользователей Интернета, но они заполняют собой все, говоря о своей привычной ненависти открытым текстом. Очень много и межнациональной ненависти, антисемитизма. Умберто Эко показал вот такое концентрированное, без полутеней зло, которого мы никогда воочию не видели, а только подозревали о его существовании».

Людмила Улицкая призналась, что чтение нового романа Эко далось ей непросто: «Это не трамвайное чтение». Чувствовалось постоянное сопротивление текста, которое, в конечном счете, оказалось очень полезным. Людмила Улицкая считает, что творчество Умберто Эко похоже на творчество Федерико Феллини в кино. Феллини - гениальный режиссер, которого нельзя анализировать согласно законам кинематографа, потому что он постоянно эти законы нарушает, и делает фильмы исходя из своих внутренних законов. Кроме того, Умберто Эко, будучи гением имитации, сам имитации не поддается.

Людмила Улицкая

Людмила Улицкая: «Ученый под маской писателя»

«Читая романы Эко, мы всегда сталкиваемся с заговором, интригой, загадкой, какими-то фантастическими смещениями реальности. Умберто Эко кажется мне величайшим мистификатором. Он заставляет мир воспринимать его, как писателя. В то время, как на самом деле он очень крупный ученый, философ и мыслитель. И литература, как мне представляется, для него не столько жизнь в атмосфере слова и пребывание в фокусе искусства, сколько очень мощный мыслительный и научный импульс. Книги его интересно читать, потому что о том, как устроена книга, он знает лучше многих профессионалов. Роман «Пражское кладбище» написан вопреки всем законам романосложения. Во-первых, в этой книге абсолютно отталкивающий главный герой. Во- вторых, в романе нет любовной линии. Умберто Эко поставил настоящий литературный эксперимент.

Автор взрывает какие-то очень важные истоки мифологии. Обстановка, кошмара, скандала, ужаса и безобразия в которую он нас погружает, позволяет нам увидеть, что такое, например, героизм Гарибальди. Легким движением Умберто Эко вскрывает какие-то пузыри мира, главный из которых - жидомасонский заговор. Этого не удавалось никому. Строго говоря, он работает тем же самым инструментом, которым этот жидомассонский заговор был создан, та же интрига, та же мерзость отношений, та же принципиальная, абсолютно утверждаемая как основа жизни, безнравственность - все эти инструменты писатель видит, как никто другой

Но главный секрет творчества Умберто Эко, наверное, в том, что среди многих вещей, которых жаждет современный мир, есть и жажда культуры. Умберто Эко дает культуру в такой степени концентрации, как никто другой из современных авторов. Одно из его эссе называется «Карлики на плечах великанов». Это изумительная метафора, потому что рядом с Умберто Эко очень легко почувствовать себя карликом.Благодаря этому писателю ты оказываешься на плече великана, и можешь увидеть огромное пространство».

О новом романе Умберто Эко можно говорить и спорить бесконечно, уже за одно это стоит поблагодарить автора. В завершении встречи Елена Костюкович сказала: «Хочется сказать спасибо Умберто Эко, автору, который придумал литературную форму, работающую детонатором взрывных мыслительных процессов».

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале