Рождество Богородицы: праздник всемирной радости
В отличие от большинства из нас, они четко представляли себе смысл жизни. Приход Машиаха, Мессии, Спасителя мыслился главной целью бытия человечества. Время до пришествия - долгий период ожидания и усиленной подготовки к тому, чтобы люди смогли воспринять то, что принесет им Спаситель.
С одной страны - это подготовка духовная. С другой, для того, чтобы на земле родился Христос, Христос должна была родиться женщина, которая стала бы Его матерью.
Дожить до прихода Мессии на протяжении веков было несбыточной мечтой для многих евреев. Но в те давние времена люди мыслили не в рамках одной человеческой жизни, а смотрели на бытие в перспективе истории всего человечества и, как его части, рода. Род тщательно отслеживался. На одной из стен Иерусалимского Храма даже было изображено генеалогическое древо израильского народа, так что каждый еврей мог подойти и посмотреть, из какого рода он происходит.
Благочестивый еврей или еврейка могли рассуждать таким образом: «Положим, я не доживу до того дня, когда придет Машиах. Но у меня есть сын, который может дожить, а у него будет свой сын и так далее. Через моих потомков я приму участие в деле воплощения Машиаха». А быть причастным к этому событию - великая, ни с какой другой не сравнимая цель.
Если у супружеской пары были дети, родители могли иметь надежду на то, что от них когда-нибудь в будущем родится Машиах. Те же, у кого детей не было, автоматически признавались людьми нехорошими и грешными: не просто же так Господь лишает их права стать предками Мессии!
Часто вместо сочувствия и поддержки такие пары становились посмешищем. На них показывали пальцем или осуждали у себя дома. Не стремились ли соседи таким образом всего лишь найти выход накопившейся за день или за неделю злобе и недовольству жизнью?
Существуют ли бездетные праведники?
20 столетий назад в городке Назарете жила одна такая бездетная пара, Иоаким и Анна. Они любили друг друга, совершали все положенные обряды, причем это не было для них суровой необходимостью. Муж и жена по-настоящему любили Бога и искренне старались исполнять все, что Он завещал их предкам. Помимо обязательной десятины, они отделяли священникам и беднякам две трети своего дохода. Но вот прошел год супружеской жизни, прошел другой, в неизменном ожидании и молитвах пролетели несколько десятков лет, а детей у Иоакима и Анны все не было.
Анна по-женски горевала. Утром она видела, как Солнце дает земле свое тепло. Заходя в хлев, наблюдала, как овцы и козы кормят своих детенышей. Когда собирали урожай, восхищалась великолепными фруктами. Все рождало свой плод, одна она оставалась неплодной. Анна не находила причины этого наказания. С годами оно все больше ее угнетало, и довело до состояния, близкого к отчаянию, потому что женщина понимала: в силу возраста она просто не сможет зачать и родить ребенка.
Не меньше Анны переживал Иоаким. Он был из колена Давидова, что подразумевало под собой теоретическую возможность стать предком Спасителя (потому что было предсказано, что Спаситель произойдет «из рода Давидова»). Можно предположить, что в семьях людей из этого рода к детям (или их отсутствию) относились с особым вниманием.
В один из дней Иоаким пришел в Храм, чтобы принести положенные жертвы. Он должен был идти первым, может, в его душе, вопреки всем возрастным моментам и десятилетиям бесплодного ожидания, еще жила надежда: а вдруг на этот раз Господь услышит молитву? Родился же давным-давно у Авраама и Сарры сын Исаак, а ведь они, как и он с Анной, были отнюдь не молоды... И вдруг кто-то преградил Иоакиму путь: «Как ты хочешь идти первым? Ты грешник, Господь жестоко наказал тебя, не дав ни одного ребенка!»
Это был, что называется, удар по больному. Иоаким оставил жертву и ушел в пустыню. Соорудил небольшую палатку и 40 дней и ночей взывал к Богу, сокрушаясь и моля о ребенке. Правда, перед этим он зашел посмотреть на генеалогическое древо своего народа, чтобы увидеть, всегда ли у тех, кто вел правильную жизнь, рождались дети? Может, можно быть и бездетным праведником? Но древо расстроило его еще больше: в истории Израиля не было ни одного бездетного праведника.
Рождение девы
Анне рассказали о том, что произошло в храме. Она не оставила дом, и, пока муж молился в пустыне, с не меньшим усердием призывала Бога. Она плакала, рассказывая в молитвах о своей беде, но, в отличие от многих, не обвиняла Бога. Анна просила указать на грех, из-за которого она стала неплодной. Бог милостив, может, Он мог бы указать ей нагрех и дать понять, как его исправить?
И тут Анне явился Ангел. Он объяснил, что причиной неплодия были вовсе не грехи. Напротив, Господь, видя благочестие и веру Анны и Иоакима, дарует им ребенка в старости, как некогда Саре и Аврааму. Как некогда Сара, Анна зачнет, несмотря на преклонный возраст, и родит девочку.
Потом Ангел явился Иоакиму и сказал то же самое. Супруги вместе возблагодарили Бога. Прошло время, Анна зачала и через 9 месяцев родила дочку, которую назвали Марией.
Рождение девочки было большой радостью. Первое, что сделали супруги - принесли обильные жертвы Богу. Потом раздали много денег нищим и устроили роскошный пир для священников и левитов. Когда Анна показала им ребенка, они благословили девочку особым благословением. Анна же в благодарность за то, что стала матерью, обещала посвятить Марию Богу и через три года отвести Ее жить в Храм.
Откуда мы все это знаем?
Возникают вопросы: откуда нам известно обо всех этих событиях и почему день Рождения (или Рождества) будущей Матери Господа так важен?
Пролистав Библию, мы увидим, что в этой Книге ничего не сказано об обстоятельствах рождения Марии. Но наряду с каноническими текстами какая-то информация передавалась от человека к человеку устно. Потом это было записано в текстах сказаний-апокрифов, исторических сочинениях, что-то послужило канвой для проповедей, что-то легло в основу литургических песнопений.
Церковь не признает апокрифы как источники вероучения, но при этом указывает на достоверность описанных в них событиях. К ним относится, например, «История Иакова о рождении Марии («Протоевангелие Иакова»). Из этих -то текстов, из которых сложилось «Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы», мы и узнаем о некоторых неизвестных нам подробностях.
Пророчества, прообразы и смыслы
И все-таки: почему мы празднуем этот день? Рождение Марии - начало исполнения божественных обетований, которыми люди жили в течение многих веков, явление миру Тайны, которая была предуготована от вечности. Если бы не родилась Мария, не родился бы Иисус Христос, не было бы пасхальной радости Воскресения. А раз она появилась на свет, значит, все начало сбываться. Поэтому преподобный Андрей Критский писал, что «день рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость».
Символично, что Мария родилась в семье Иоакима и Анны. По отцу она происходила из колена Иудина, рода Давидова, по матери - из племени Аронова. Т.е. с одной стороны ее предками были цари, с другой - священники, а сама она была как бы венчана славой и честью.
Мы знаем, что евреи ожидали Христа, потому что в Книгах Священного писания содержались пророчества о Нем. А как же его Мать? Андрей Критский писал, что Пресвятая Дева явилась исполнением «Божественных нам обетований и пророчеств». Эти пророчества содержатся в Книгах Ветхого Завета.
По мнению Святых Отцов, первое обетование о пришествии на землю Сына Божия (Быт.3.15) является по существу и первым пророчеством о Богоматери («семя жены»). Митрополит Филарет: «...благовещение спасительного для нас воплощения Сына Божия начато не Архангелом в Назарете, но Самим Богом в Раю, ибо там провозглашено Божие определение о победоносном Семени жены, т.е. о рождении Христа Спасителя от Девы».
Прямое указание на то, что Сына родит именно Дева (а не женщина) есть в Книге пророка Исаии (7.14), еще одно можно найти в 11-м стихе 44-го псалма.
В Ветхом Завете есть не только пророчества о Божией Матери, но и Ее прообразы.
Преподобный Андрей Критский считал, что «нет ни одного места во всем Богодухновенном Писании, где бы внимательный исследователь не увидел разных, повсюду рассеянных на Нее указаний».
Преподобный Иоанн Дамаскин обращал внимание на слова из 131-го псалма, обращенные к псалмопевцу Давиду «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем», ведь Дева Мария происходила из рода Давидова.
Св.ятой Прокл, архиепископ Константинопольский, указывал на образ сотворенной Богом земли (1, 9-12), которая принесла первые плоды непосредственно под воздействием Божественного творческого слова, то есть таким же образом, как Мария зачала и родила Иисуса Христа.
Соотнесение Божией Матери с первозданной землей, Раем, в котором пребывали Адам и Ева, очень характерно для христианских писателей. Григорий Чудотворец употреблял в отношении к Богоматери эпитет «словесный рай» и «вечноцветущий рай нетления», Андрей Критский называл Ее «умный рай», Иоанн Дамаскин - «рай...который блаженнее Едема».
Наименование Девы «Неопалимая Купина» находит объяснение в видении Моисеем горевшего, но не сгоравшего куста, где сам куст выступает прообразом Материнства и девства Божией Матери (Исх.3, 2). На это указывал Св. Григорий Нисский.
К числу прообразов Божией Матери могут быть отнесены и врата храма, которые в видении были показаны пророку Иезекиилю. Эти врата «не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» (44,1-2).
И таких прообразов очень много. Вот что писал об этом Св. Андрей Критский: «Сколь величественными именами Она украшена, и как выразительно во многих местах Писания показана. Так, желая говорить о Ней, оно именует Ее Девой, Отроковицей, Пророчицей, далее - Брачным Чертогом, Домом Божиим, Храмом Святым, Второй Скинией, Святой Трапезой, Жертвенником, Очистилищем, Златой Кадильницей, Святым Святых, Херувимом славы, Златой Стамной, Ковчегом Завета, Иерейским Жезлом, Царским Скипетром, Диадимой Красоты, Сосудом с миром помазания, Алавастром, Свещников, Курением, Светильником, Светильницей, Колесницей, Купиной, Камнем, Землей, Раем, Страной, Нивой, Источников, Агницей... и другими именами, какими знаменитые истолкователи Духа по таинственному воззрению на символы ее именуют».