C башни Адмиралтейства требуют изгнать паноптикум

Реставрация фасадов главного здания Адмиралтейства обернулось для специалистов настоящим шоком. Перед началом работ реставраторы провели обследование скульптур, украшавших фасад здания. Увиденное настолько потрясло их, что они потребовали немедленно собрать консилиум и срочно решить вопрос, можно ли «это» водружать на одно из самых знаменитых задний Петербурга.

Недавно выяснилось, что на башне главного здания Адмиралтейства живут четырехпалые мутанты и круглоголовые безухие собаки. Населяют его и личности, явно ведущие нездоровый образ жизни, - лица их одутловаты, а у одной дамы в античной одежде, судя по всему, подбит глаз. Все эти чудеса обнаружили реставраторы во время обследования скульптур, украшающих один из символов Санкт-Петербурга. Судьбу статуй обсудили недавно в Музее истории Петербурга.

Как пояснил руководивший обследованием скульптур Владимир Сорин, специалист по реставрации металла ГК «Интарсия», за последние два-три десятилетия статуи изменились до полной неузнаваемости: «Характер лепки 27 из 28 скульптур вызывает шок и недоумение, - заявил он. - Эти фигуры кажутся карикатурой на классическую скульптуру и издевательством над всей европейской традицией, основанной на классике».

Кроме того, по словам реставраторов, все изваяния «страдают от целлюлита» - они все в буграх и трещинах, которые не были сглажены. Из-за разрушения форм во время работы черты лиц - смазанные, асимметричные, с невероятными носами и губами, поскольку рабочие самостоятельно пытались исправить дело рук своих. Кисти рук статуй похожи, на связки сарделек, многие оказались четырехпалыми. Глазницы выглядят как на детских рисунках, а ноги - «чудовищной толщины», голени местами перебиты, а стопы также наделены четырьмя пальцами. Атрибуты фигур - луки, колчаны, стрелы, зеркала, языки пламени, струи воды -  опознаются, по словам экспертов, с огромным трудом. Кроме того, все фигуры парные, но вторая фигура каждой пары не идентична первой, а выглядит ее упрощенным и карикатурным вариантом. В довершение ко всему статуи выкрашены зеленой краской трех разных оттенков. «Мы пришли к выводу, что это разноцветье появилось не по причине атмосферного воздействия, а возникло из-за того, что красились они в разное время краской низкого качества», - заключают реставраторы.

«Этот комплект фигур не может быть отреставрирован, это ужасающий новодел, - заявил Владимир Сорин. - И он никак не может стоять на одном из главных зданий Петербурга». Он полагает, что необходимо немедленно демонтировать населяющих Адмиралтейство монстров и выполнить новые скульптуры, в точности следуя историческим материалам.

Как поясняет эксперт, скульптуры Адмиралтейства переделывались девять раз, причем  каждый последующий был намного хуже предыдущего, поскольку квалификация мастеров ухудшалась, а контроль за ними слабел. Автор последних, столь потрясших реставраторов, вариаций выполнил работу в 1986 - 1992 годах, ко времени ее завершения в Петербурге перестал существовать Союз реставраторов, поэтому качество исполнения практически никого не интересовало.

Но, как выяснилось во время круглого стола, посвященного судьбе многострадальных скульптур, чистота и историческая точность и сейчас мало кого интересует. Специалист отдела прикладного искусства комитета по охране памятников Смольного (КГИОП) Татьяна Замятина заявила, что все изображения находятся на значительном удалении от наблюдателей: «Когда их вернут на место на башне, снизу деталей видно не будет!» - заверила она. Эксперт ВООПИК Людмила Семыкина была более сдержанна: «Хорошо, снизу не видно, но ведь сейчас очень мощная фотооптика, кто помешает туристу сфотографировать эти скульптуры с увеличением?».

Довод «снизу не видно» потряс и реставраторов, и представителей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) не меньше, чем сами скульптуры.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале