C башни Адмиралтейства требуют изгнать паноптикум
Недавно выяснилось, что на башне главного здания Адмиралтейства живут четырехпалые мутанты и круглоголовые безухие собаки. Населяют его и личности, явно ведущие нездоровый образ жизни, - лица их одутловаты, а у одной дамы в античной одежде, судя по всему, подбит глаз. Все эти чудеса обнаружили реставраторы во время обследования скульптур, украшающих один из символов Санкт-Петербурга. Судьбу статуй обсудили недавно в Музее истории Петербурга.
Как пояснил руководивший обследованием скульптур Владимир Сорин, специалист по реставрации металла ГК «Интарсия», за последние два-три десятилетия статуи изменились до полной неузнаваемости: «Характер лепки 27 из 28 скульптур вызывает шок и недоумение, - заявил он. - Эти фигуры кажутся карикатурой на классическую скульптуру и издевательством над всей европейской традицией, основанной на классике».
Кроме того, по словам реставраторов, все изваяния «страдают от целлюлита» - они все в буграх и трещинах, которые не были сглажены. Из-за разрушения форм во время работы черты лиц - смазанные, асимметричные, с невероятными носами и губами, поскольку рабочие самостоятельно пытались исправить дело рук своих. Кисти рук статуй похожи, на связки сарделек, многие оказались четырехпалыми. Глазницы выглядят как на детских рисунках, а ноги - «чудовищной толщины», голени местами перебиты, а стопы также наделены четырьмя пальцами. Атрибуты фигур - луки, колчаны, стрелы, зеркала, языки пламени, струи воды - опознаются, по словам экспертов, с огромным трудом. Кроме того, все фигуры парные, но вторая фигура каждой пары не идентична первой, а выглядит ее упрощенным и карикатурным вариантом. В довершение ко всему статуи выкрашены зеленой краской трех разных оттенков. «Мы пришли к выводу, что это разноцветье появилось не по причине атмосферного воздействия, а возникло из-за того, что красились они в разное время краской низкого качества», - заключают реставраторы.
«Этот комплект фигур не может быть отреставрирован, это ужасающий новодел, - заявил Владимир Сорин. - И он никак не может стоять на одном из главных зданий Петербурга». Он полагает, что необходимо немедленно демонтировать населяющих Адмиралтейство монстров и выполнить новые скульптуры, в точности следуя историческим материалам.
Как поясняет эксперт, скульптуры Адмиралтейства переделывались девять раз, причем каждый последующий был намного хуже предыдущего, поскольку квалификация мастеров ухудшалась, а контроль за ними слабел. Автор последних, столь потрясших реставраторов, вариаций выполнил работу в 1986 - 1992 годах, ко времени ее завершения в Петербурге перестал существовать Союз реставраторов, поэтому качество исполнения практически никого не интересовало.
Но, как выяснилось во время круглого стола, посвященного судьбе многострадальных скульптур, чистота и историческая точность и сейчас мало кого интересует. Специалист отдела прикладного искусства комитета по охране памятников Смольного (КГИОП) Татьяна Замятина заявила, что все изображения находятся на значительном удалении от наблюдателей: «Когда их вернут на место на башне, снизу деталей видно не будет!» - заверила она. Эксперт ВООПИК Людмила Семыкина была более сдержанна: «Хорошо, снизу не видно, но ведь сейчас очень мощная фотооптика, кто помешает туристу сфотографировать эти скульптуры с увеличением?».
Довод «снизу не видно» потряс и реставраторов, и представителей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) не меньше, чем сами скульптуры.