Царство в составе империи. Часть 2.

В начале 19 века Грузия вошла в состав Российской империи и перестала существовать как самостоятельное государство. Как жила маленькая провинция огромного многонационального государства сохраняла свой язык и культуру? Каково это - быть частью другой страны.? Об этом в продолжении статьи Натальи Крашенинниковой.  
2. Каковы были отношения центра и провинции, когда Грузия была частью империи? Были ли там какие-то организации или движения, способствовавшие подъему национального самосознания, культуры и т д. И если были, как на это реагировала центральная власть?

Грузия http://russiantraveller.ru/Во главе администрации Закавказья стоял главнокомандующий (позже - главноуправляющий) Кавказа, в правовом отношении приравненный к внутрироссийским генерал-губернаторам, административное деление стран Закавказья было произведено без учета национального признака, порядок был установлен практически такой же, как и во внутренних губерниях, местное население было почти полностью отстранено от участия в управлении, отменены законы Вахтанга VI.

Именно нарушение соглашений Георгиевского трактата определили реакцию грузинской общественности, сразу же, еще в начале XIX в., выступившей против российской реорганизации Закавказья и добивавшейся самоуправления. В 20-е гг. возникло движение, пропагандирующее восстановление государственной независимости Грузии, представители которого, кстати, были близки с декабристами, многие из которых (Н. Раевский, А. Одоевский, А. Бестужев-Марлинский и др.) были сосланы в Закавказье, «теплую Сибирь», где общались с передовой грузинской интеллигенцией - А. Чавчавадзе, Г. Орбелиани, Г. Эристави. В 1829-1832 гг. в Тифлисе существовал созданный в Петербурге «дворянский заговор».

В 1840 г. была проведена реформа управления, направленная на скорейшую русификацию страны и ее полное слияние с внутренней Россией, что вызвало новые восстания в Гурии и Южной Осетии. В 1845 г. была утверждена должность царского наместника на Кавказе, обладавшего почти неограниченными правами и подчинявшегося непосредственно императору. Должность занял М. Воронцов, привлекший на свою сторону грузинскую аристократию - был создан дворянский банк, предоставлявший кредиты, ускорен процесс утверждения в дворянском звании (к 1859 г. были утверждены до 30 тысяч человек), что открывало грузинам возможность поступления на государственную службу и учебы в российских учебных заведениях.

Во 2-й половине XIX в. в Грузии возникло мощное национально-просветительское движение «Пирвели даси» («Первая группа»), образованное новым поколением интеллигенции, получившим образование в России, во главе которого встал грузинский писатель, прославленный Грузинской Церковью в лике святых Илия Чавчавадзе. Представители движения (среди них - А. Церетели, Важа-Пшавела, А. Казбеги, Н. Николадзе, Г. Церетели, Я. Гогебашвили, С. Месхи и др.) называли себя «Тергдалеулеби» (либо «Тергдалеулни»), то есть «испившие воды Терека». Этот ритуал исполняли, покидая Грузию на пути на север, в Москву и Петербург, что символически означало прощание с Родиной. Придерживаясь идей о восстановлении грузинской государственности и автокефалии Грузинской Церкви, движение видело своей задачей также и повышение национального самосознания грузин за счет возрождения науки и культуры, особенно литературы и искусства, учреждения школ, выпуска периодики и литературы на грузинском языке и т. д.

Революция 1905-1907 гг. еще более усилила национально-просветительское движение, которое стало носить характер освободительного и выступило под эгидой  социал-демократических (в первую очередь - меньшевистских) сил, пропагандирующих восстановление грузинской государственности в рамках автономии в составе российской демократической республики, а также - восстановление автокефалии Грузинской Церкви, вопрос о которой был вынесен на рассмотрение Предсоборного Присутствия Русской Церкви. В период реакции активисты движения были подвергнуты репрессиям, в 1907 г. был убит Илья Чавчавадзе. В 10-е гг., а особенно в годы Первой мировой войны, национальное движение усилилось, высказывались требования полной независимости Грузии. Грузия http://www.geosap.com

 

3. Как глубоко можно проследить корни нынешнего русско-грузинского конфликта? Уходят ли они в дореволюционный период нашей истории? И если да, то почему?

Я бы не стала характеризовать существующее положение вещей именно как русско-грузинский конфликт. Это скорее противостояние определенных политических сил, преследующих свои определенные политические интересы. А русско-грузинского конфликта, в самой сути это определения - то есть конфликта между русскими и грузинами, - его нет. Представители обеих наций по-прежнему, вопреки всему, сохраняют близкие и теплые дружественные отношения; по-прежнему заключаются смешанные браки, грузины по-прежнему со свойственным им гостеприимством принимают приезжающих к ним из России гостей, равно как и мы их у нас, здесь; в Грузии по-прежнему работают русскоязычные школы, отделения ВУЗов, выходят русскоязычные СМИ, работает русскоязычный театр имени Александра Грибоедова, существуют русские общества, в конце концов - действуют русские церкви, где Богослужение совершается на церковнославянском языке. Равно как и у нас - грузинские общества, школы, церкви, где служат на грузинском, и т. д. Мы в «Энциклопедии» по-прежнему сотрудничаем с грузинскими авторами, они по-прежнему работают с нами. Нет, на культурном и человеческом уровне ни о каком конфликте говорить не приходится.

Что же касается сегодняшнего политического противостояния России и Грузии - я думаю, в данной ситуации просто невозможно рассматривать его тет-а-тет, вне мирового контекста, не привлекая к расстановке сил позиции и интересы Европейского сообщества и США, равно как и позицию обоих государств в отношении последних. Я не думаю, что историческая и политическая память представителей власти и народов о XIX и начале XX вв. и тем более еще более раннем периоде могла бы определять сегодняшнюю расстановку сил - это было бы странным в свете того, что с тех пор что в Грузии, что в России, сменились, и не раз, как политический курс власти, так и государственный строй и социальный состав общества. Сколько примеров знает история, когда вчерашние антагонисты становились союзниками и наоборот? Тем более когда речь идет о кардинальной смене власти - дипломатические отношения могут быть выстроены заново, взят принципиально новый политический курс. Разумеется, когда той или иной стороной наконец определен круг интересов, то зачастую демонстрируются аналогичные принятому курсу исторические примеры, но это скорее иллюстрация, нежели причина, и примеры в истории можно найти практически на любой вкус. Потому, я думаю, корни нынешнего противостояния следует искать намного ближе, во времени распада Союза, когда в основном и были заложены формы сегодняшних политических взаимоотношений между бывшими союзными республиками.

4. Какие контакты между двумя странами существовали  во время революции, до того как  Грузия стала частью СССР? Было ли вхождение Грузии в Советский Союз добровольным?

После отречения от престола царя-мученика Николая II Кавказское наместничество было упразднено. Временным правительством 9 марта 1917 г. был создан Особый Закавказский комитет (ОЗАКОМ) и др. органы управления; объединенные оппозиционные партийные силы образовали Национальный интерпартийный совет Грузии. 12 марта была провозглашена автокефалия Грузинской Православной Церкви (утверждена на Соборе Грузинской Церкви 8-17 сентября 1917 г.). Пришедшие к власти во внутренней России большевики в октябре 1917 г. большинством политических сил Закавказья поддержаны не были.  Брест-Литовский мир, по которому Россия уступила Турции батумский, Ардаганский и Карсский округа, Закавказским сеймом, новым органом управления Закавказья, признан не был. Турецкие войска занимали один за другим города и крепости Южной Грузии (Батум, Карс, Ахалцих, Озургеты, Ардаган и др.),  и 9 (22) апр. 1918 г. Закавказский сейм, прибегнув к поддержке Турции, провозгласил независимость Закавказской Демократической Федеративной Республики в составе субъектов Азербайджана (тяготеющего к Турции), Армении (тяготеющей к Антанте) и Грузии (стремившейся к восстановлению полной автономии). В свою очередь Национальный совет, созданный в Грузии политическими силами и возглавляемый Н. Жордания, во избежание дальнейшей агрессии Турции и поддержанный на этот раз Германией 26 мая (8 июня) 1918 г. провозгласил образование суверенной Грузинской демократической республики. Поначалу Республика добилась международного признания: первой де-факто ее независимость признала  Антанта, затем - юридически - Советская Россия, Антанта и др., в общей сложности свыше 20 стран. Однако в конце 1920 г. политические маневры большевистского правительства поставили Грузию в положение международной изоляции, 25 февраля 1921 г. русская армия вошла в Тифлис, была провозглашена Грузинская ССР, созданы 3 автономных образования, заложивших основу конфликтов конца XX в.   

Ну, как можно говорить в данном контексте о добровольном вхождении демократической Грузии в состав большевистской России, если даже в самой России часть общества отказалась принимать новую власть? Тем более в случае с Грузией, когда наконец были осуществлены более чем вековые чаяния грузинской общественности. За 3 года демократическое правительство успело разработать и принять Конституцию, защищавшую национальные интересы меньшинств, провести реформы - судебную, аграрную (в частную собственность были переданы наделы), создать армию и ввести демократическую систему местного самоуправления, провести национализацию предприятий и отраслей стратегического значения. Грузинский язык был объявлен государственным. Также была осуществлена реформа Церкви, в своих правах восстановлен Католикос-Патриарх, в древних границах - епархии.

Грузия http://mykostroma.ruВ 1921-1924 гг. по республике прокатилась серия антибольшевистских восстаний, были предприняты контрмеры в Сванети, Рача-Лечхуми, Туш-Пшав-Хевсурети, создан Комитет независимости Грузии, связанный с правительством Ноя Жордании в эмиграции. Однако к конкретным результатом эти меры не привели: восстания были подавлены, расстреляны несколько тысяч человек.

 

5. Как  развивались отношения между Грузинской ССР и советским руководством весь период существования Союза? Существовали ли тогда в Грузии какие-либо националистические настроения, особенно в эпоху застоя и перестройки?

Да так же, как и в России и других республиках. Эмиграция, репрессии, голод, гонения на Церковь. Грузины в полной мере разделили судьбу русского народа. Во время войны - боевой фронт (призвано 700 тысяч человек, около 300 тысяч погибли), трудовой тыл, битва за Кавказ, свои Герои Советского Союза. Затем вновь репрессии.

В период оттепели антисоветские настроения в Грузии усилились. В начале марта 1956 г. в Тбилиси прошла серия траурных митингов, приуроченных ко дню смерти Сталина, манифестанты выступали против присвоения его заслуг Н. Хрущевым. Волнения переросли в антиправительственные выступления, выдвигались требования отставки Н. Хрущева и восстановления государственности Грузии, подготовлены петиции в Москву и ООН. Волна прокатилась и по другим городам Грузии: Батуми, Сухуми, Рустави. В Тбилиси были введены внутренние войска, митинг подавлен 9 марта, расстреляно, по разным оценкам, до 150 человек, в основном - молодых людей.

В 1976 г. З. Гамсахурдиа возглавил вместе с М. Костава «Инициативную группу по защите прав человека в Грузии», основал «Хельсинкскую группу», позже - диссидентское движение «Союз». В 80-е гг. национальное и диссидентское движение усилилось еще более. Разумеется, нельзя не вспомнить о трагедии 9 апреля 1989 г., когда в ходе митинга, где выдвигались требования провозглашения независимой Грузии, было убито, по разным оценкам, до 20 человек.

Однако я не стала бы характеризовать грузинское национальное движение того времени именно как националистическое. Антисоветские организации и общества, равно как и диссидентское движение существовали в разных регионах СССР. Логично, что в республиках, тем более имевших до включения в состав России или СССР свою государственность, в стремление к освобождению от советского режима закладывалось также и стремление к национальной независимости, что, на мой взгляд, ошибочно рассматривать как противостояние негрузинам и негрузинскому и именно в националистическом аспекте.

 

6. Как сложились отношения России и независимой Грузии после 1991 года? В чем вы видите причину их резкого ухудшения после "революции роз" и прихода Саакашвили к власти?

Разговор о новейшей истории заслуживает отдельной беседы: он затрагивает слишком громоздкие информационные слои, требует глубокого анализа всех известных на данный момент фактов, трактовка событий последних 18 лет (если вести отсчет с 1990 г., когда Грузия была провозглашена республикой и правительство возглавил З. Гамсахурдиа) слишком неоднозначна, ведутся споры и исследования, готовую выкладку в данном формате дать просто невозможно. Однако, если подтекст вопроса сводится к тому, являются ли с моей точки зрения действия нынешнего президента Грузии М. Саакашвили политическим наследием лозунга З. Гамсахурдии «Грузия для грузин», как сейчас часто об этом пишут, я отвечу, что, на мой взгляд, - нет. Никакой ксенофобии в современной Грузии я не наблюдаю. О русской диаспоре мы уже говорили выше, но ведь еще и армянская, и греческая, и осетинская, и еврейская, и другие, менее малочисленные. Есть национальные школы. Церкви. Общества. Смешанные браки.     

Об ухудшении отношений между Грузией и Россией в последние годы - я не могу согласиться с тем, что в этом контексте речь идет только о «Революции Роз». У нас в стране тоже незадолго до этого сменилась власть. И, думаю, нельзя спорить с тем, что то, что мы имеем сейчас - результат политики, проводимой обеими сторонами. Вопрос в том, насколько это отвечает чаяниям избравших свою власть народов.

Иллюстрация к аннотации  -  http://tylwyth-teg.livejournal.com
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале