Православие на краю земли (Ч. 1)
- На сегодняшний день Якутия является единственной национальной республикой на Дальнем Востоке, и это накладывает свой отпечаток, потому что у нас живут разные северные народы. Самый большой - это якуты (народ Саха), затем русские, кроме русских и якутов, здесь живут эвены и эвенки, долганы, нганасане, юкагиры, ненцы. Здесь довольно много местных небольших поселений, чисто национальных. Это, безусловно, нужно учитывать.
Но главная особенность нашей епархии - это ее огромная территория: она занимает одну пятую часть России. Безусловно, епархия является миссионерской. По сути дела, мы сейчас заново начинаем всю ту работу, которая проводилась в течение трехсот лет, потому что 70 лет не прошли даром, и всего лишь 15-20 лет назад здесь был лишь один или два храма. Поэтому, конечно, здесь приходится открывать все заново: объяснять истины веры, строить храмы, проповедовать слово Божие. Это и есть наша задача на сегодняшний день.
- Как Вы считаете, в наступившее трудное время, когда люди живут в экстремальных условиях, многое разрушено, предприятия не работают, - до вопросов ли веры людям сейчас?
- Вот сейчас как раз пришло то время, когда крайне необходимо проповедовать слово Божие. Совсем еще недавно я, помню, рассказывал то же владыке Герману, который был до меня на этом послушании. Дело в том, что он сам приезжал в 90-х годах в отдаленные селения, а люди говорили: «Что Вы нам говорите? Нам этого не надо совсем! Мы выживаем, нам это совсем не нужно». Сейчас люди снова немножко поверили во власть, поверили, что есть некая стабильность в экономических и политических вопросах, в общем строительстве (сейчас власти очень много делают в Якутии - прокладываются дороги, железная дорога, в частности, строится). Понемножку налаживается жизнь, открываются больницы, школы - и церкви строятся.
И народ снова сейчас обратился к духовности, обратился к внутреннему своему миру, и у многих появляется желание узнать больше о Православной Церкви. Тем более что сейчас все это стало более доступно: по телевизору постоянно показывают программы и о нашей якутской жизни, и о тех больших мероприятиях, которые проводит Церковь в центральных епархиях. Люди все это видят, знают. По последним опросам 60% не только верующих, а просто жителей Якутии сказали, что им нравится то, что делает сейчас Русская Православная Церковь. Поэтому именно сейчас, когда интерес к нам возрос, мы этим пользуемся, стараемся больше ездить, путешествовать, встречаться с людьми, проповедовать слово Божие, поэтому наша миссионерская работа сейчас наиболее необходима.
- Следующий вопрос - как раз о миссионерской деятельности. Сейчас по Вашему благословению в Якутии находится миссионерская группа храма мученицы Татианы. Какие задачи Вы видите в деятельности этой группы здесь?
- Знаете, Господь сказал апостолам: «Шедши научите вся языки, крестя во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». С этого начинается миссионерская деятельность Православной Церкви. Миссионерами были апостолы, потом равноапостольные святые, миссионеры современности. Главная задача, стоящая перед миссионерами, - научить и крестить. На территории епархии у нас принято не крестить сразу, а именно прежде всего научить. Благодаря этому мы сохраняем достаточно высокий процент крещеных людей, порядка 70%. Это с одной стороны.
С другой стороны, непосредственная задача наших миссионеров - встретиться с людьми, познакомиться с ними, показать им красоту наших церковных песнопений, просто показать красоту, напомнить им те песни, народные и современные, но хорошие, которые сейчас по радио трудно услышать. Здесь у нас, допустим, связи нет, телефоны не работают, единственное, что есть, - это радио. А по радио - сплошь попса, и люди от нее уже устали. Хочется чего-то настоящего, глубокого, духовного, чистого. И вот наша задача состоит как раз в том, чтобы показать им этот золотой родник - нашу культуру, которая даже в самые глухие советские времена все равно хранила традиционные ценности. Это как раз наша цель - показать, что мы не изменились, что верующие люди по-прежнему хранят эти ценности, живут с ними, и жизнь их веселая, радостная, чистая, как вот эти лица поющих людей.
- Владыка, а какие особенности миссионерской работы имеют место в связи с полиэтничностью местного населения и довольно сильным влиянием местных традиционных верований?
- Безусловно, сейчас на территории Якутии два сильных и равно развивающихся направления. Первое - это Русская Православная Церковь; второе - это местные традиционные верования, шаманизм. И так же, как строятся православные церкви, в некоторых поселках строятся шаманские храмы. Это уже некое новое направление в шаманизме: раньше не было никаких храмов; но с недавнего времени они появились, поэтому мы говорим о некоем новом развитии шаманизма. Поскольку это все находится в душе одного и того же человека, местного жителя - можно говорить о присутствии здесь двоеверия. Но, несмотря на его безусловное присутствие, мне хочется сказать, что все жители республики Саха - прежде всего православные христиане. Мне приходилось беседовать с теми, кто непосредственно связывает себя с шаманизмом, считают себя шаманами, говорят об этом, проповедуют это, выступают. Мне приходилось видеть, присутствуя на их национальных праздниках и потом беседуя с этими представителями местных народов, как в приватной беседе они начинают вспоминать то, что было раньше, говорят, что раньше все они были крещены, крещеными были и их родители, а некрещеные говорят о своем желании креститься.
Очевидно становится, что душа-то - православная: люди тянутся к Православию, ищут Бога так же, как русский народ в советское время искал. Так что ничто не изменилось. Наша задача - напомнить жителям о том, что Православие рядом, что можно сегодня прийти в храм Божий и стать православным человеком. Путь воцерковления, конечно, будет долог. Иногда он занимает всю жизнь. Тем не менее, жители, крещеные, 375 лет назад, все эти годы сохраняли свою православную веру. Приходилось видеть обращения местных жителей в 40-е, 50-е, 60-е годы, когда они просили открыть им храмы. И сегодня, когда Православная Церковь становится доступна, многие вспоминают свои корни и возвращаются в храм. Это и есть сегодняшнее продолжение нашего служения.
- Следующий вопрос очень важен для всей Церкви. Как решается проблема подготовки кадров духовенства в Вашей епархии?
- Это одна из наших болезненных проблем. В свое время святитель Иннокентий решил эту проблему очень просто - он перенес семинарию с Аляски в Якутск. Но для того чтобы семинария выпустила местные кадры, нужно как минимум 5-7 лет, поэтому он получил разрешение (при поддержке Синода), чтобы из центральных семинарий сюда на 10 лет были присланы священники. Было прислано 30, 50 человек, потом еще 30 человек. Таким образом сразу заполнились пустующие места, священники занялись своей работой. Здоровье на Севере, конечно, тратится довольно быстро, но лет на 10 его вполне хватает. Потом через 10 лет эти священники были переведены в центральные епархии, а здесь за это время были подготовлены свои местные священники, которые были готовы заменить уехавших.
Сегодня такого пути у нас нет, но мы открыли духовное училище, у нас уже был первый выпуск. К сожалению, оно пока двухгодичное, иной возможности нет, но мы строим сейчас новый комплекс зданий, надеемся, что училище будет впоследствии пятиклассным, чтобы можно было в процессе обучения воцерковлять наших местных будущих священников. К этому есть свой интерес. Местное население сегодня охотно получает высшее образование, хотя совсем недавно такого еще не было. Сегодня можно наблюдать некий пик этого процесса: за высшим образованием буквально кинулись. Ситуация на наших приходах, где нет пока священников, на сегодня такова, что именно о воцерковлении молодых людей в процессе обучения и идет речь. Большинству из них негде было получить опыт регулярной церковной жизни. Поэтому, если у нас в свое время будет семинария, я думаю, что появится дополнительная возможность привлечь еще ребят.
Сегодня у нас в Якутском государственном университете - в ЯГУ - обучается 17 тысяч студентов - это самое большое количество студентов на Дальнем Востоке, собранных вместе. Мы планируем открытие высшего учебного заведения Православной Церкви. Я думаю, что если оно будет открыто рядом с ЯГУ, то мы получим возможность спокойно выбирать из поступающих и готовить местные кадры, которые не боятся ни мороза, ни наших расстояний, ни бедности нашей не боятся. Тогда и жизнь церковная будет здесь немножко более активной. Ведь нужно реалистически понимать, что тех, кто захотел бы поехать в Якутию из других регионов России, во-первых, не может быть много, а во-вторых, они не смогут жить в наших поселках, да и в городе не смогут долго оставаться. А те из наших ребят, кто едет учиться в центральную Россию, тоже не всегда возвращаются на малую родину...
- Еще, конечно, очень важный для нас вопрос: как у Вас ведется работа с молодежью?
- С молодежью мы стараемся работать. Во-первых, у нас постоянно происходят встречи. Наши преподаватели духовного училища постоянно выступают в высших учебных заведениях, читают курсы лекций в течение года. Кроме этого, у нас проходят фестиваль искусств «Золотые купола», пасхальный фестиваль, куда мы стараемся, насколько это возможно, массово привлекать молодежь, приглашать на наши концерты. Они проходят у нас по всей республике очень массово. Приезжают артисты, православные верующие люди, которые привлекают к себе внимание. К нам приезжал Валерий Золотухин, Оксана Федорова, к нам приезжала Алферова, другие артисты, интересные личности. Мы уже не первый год показываем фильмы нравственной направленности. Уже второй год показываем фильмы-победители международного кинофестиваля «Верное сердце», это тоже для нас очень важное мероприятие. Вот таким образом мы привлекаем молодежь, насколько это возможно.
Примечание ТД:
Материалы о миссионерской поездке появлялись также в СМИ Якутии: