Сальвадор Дали: сюрреалист и христианин? (ч.2)
Католико-сюрреалистические полотна
- Как тут не прийти в отчаяние, - писал Дали о современном искусстве в своей книге "Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим". - Им достался в наседство Рафаэль, а они поклоняются фетишам, слепленным в порыве рукой дикаря!"
В апреле 1951 года Дали издал свой "Мистический манифест сюрреализма". В нем он обвиняет современное искусство в атеизме, материализме и прочих грехах, которые могут разрушить настоящее искусство. И он, Сальвадор, (имя его означает "Спаситель"), обязан "спасти современную живопись от лености и хаоса" ("Дневник одного гения"). И Дали, действительно, трудился не покладая рук, добиваясь этой цели.
Религиозный период в его творчестве начался с 1949 года и продлился до конца его дней в 1989 году. Плодом трудов 1951 года стало полотно "Христос святого Хуана де ля Крус", навеянное картиной самого Хуана, находящейся в монастыре Боговоплощения в Авиле (Испания). Хуан изобразил Спасителя, каким увидел Его однажды. Дали писал, что картина вдохновлена его чувствами 1950 года, когда он увидел Христа как ядро вселенной, а год спустя монах ордена кармелитов брат Бруно Фруассар показал ему картину Хуана.
В 1952 году Дали создает "Корпускулярное лазурное Вознесение Мадонны". В западной традиции Вознесением Мадонны называется Ее Успение. Сюжет, как и Распятие, классический для европейского искусства. Но Дали, придя к вере, остается сюрреалистом: Мадонна, натурщицей для которой послужала опять же Гала, написана состоящей из множества мельчайших корпускул.
- Пресвятая дева возносится в небо вовсе не молитвами. Ее поднимает туда
сила ее же собственных антипротонов, - пишет Дали в своем "Дневнике".
Корпускулы Дали - не круглые, не квадратные, не какие-либо другие, а именно в форме носорожьего рога. Он утверждает, что она - та идеальная форма, которую испокон веков искали художники. Он видел рога даже в фигуре распятого Христа, изображенного в центре холста.
"Ядерный Крест" - еще одно произведение 1952 года. Ее Дали создавал вместе со своим помощником архитектором Эмилио Пигнау. Она стоила им двоим немалого труда: на картине изображено в перспективе 950 кубов. В середине Креста - хлеб. Сам Христос говорил: "Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Ин 6, 35). Картина - соединение кубизма, ядерной физики и христианства.
В 1954 году Дали пишет "Распятие, или Гиперкубическое тело" ("Corpus hypercubicus"). Распятие выполнено в испанской традиции, но крест сотавлен из кубов, и опять же, на переднем плане - Гала, созерцающая распятого Господа.
Более чем через четыреста лет после Леонардо да Винчи Дали вместе с помощником, театральным художником Исидором Беа, на полотне 167х268 см создает свою "Тайную вечерю" (1955 год). Ее приобретает американсикй мультимиллионер Честер Дейл и приносит в дар вашингтонской Национальной галерее. Дирекция музея скептически отнеслась к такому подарку, да и реакции зрителей не были однозначными. Теолог Пауль Тилих, к примеру, назвал картину сентиментальной и банальной.
В 1958-ом года Дали создает "Открытие Америки Христофором Колумбом", в 1960-ом работает над "Вселенским собором", рисует иллюстрации к Апокалипсису, к "Божественной комедии" Данте. После своего обращения к вере художник не ограничивается религиозными сюжетами, он продолжает чудачить, вызывать удивление и отвращение у зрителей. В общем, став христианином Дали, хотя бы внешне, остается... Дали.
Дали камерный и Дали парадный
"Дневник одного гения" и "Тайная жизнь Сальвадора Дали" - гимн художника самому себе. Самовосхваление мастера в этих книгах не знает меры. Это не дневники в обычном понимании: автор не говорит с читателем по душам, он кривляется, высовывает язык, хвастается пороками и психическими слабостями. В "Дневнике" все ценности перевернуты с ног на голову. Дали очень мало пишет о своем обращении к вере и почти ничего о религиозных переживаниях, даже просто о душевных состояниях, зато куда больше внимиания уделяет исследованиям экскриментов и носорожьим рогам.
- Дело в том, что мы сталкиваемся здесь с прямой, неприкрытой атакой на благоразумие и благопристойность, более того - на саму жизнь,
поскольку некоторые из полотен Дали способны отравить воображение не хуже порнографических открыток. Можно спорить о том, что Дали совершил и что - вообразил, но ни в его взглядах, ни в его натуре нет даже самых минимальных человеческих приличий. Он так же антисоциален, как и блоха, - пишет Джордж Оруэлл в своей критической статье "Привилегия духовных пастырей. Заметки о Сальвадоре Дали", написаннойкак рецензия на творчество художника и в частности на "Тайную жизнь". - ... Нужно способность держать в голове одновременно оба факта: и тот, что Дали хороший рисовальщик, и тот, что он отвратительный человек... Нет оснований сомневаться, что он - больной ум, вероятно не совсем исцеленный приписываемым ему религиозным обращением: истинно раскаявшиеся или вернувшиеся на стезю благоразумия не щеголяют своими былыми пороками с таким самодовольством.
Несколько другие мнения принадлежат тем, кто общался с Сальвадором Дали ближе.
- Известно, что с тех пор, - пишет отец Бруно Фруассар в статье "Далианская мистика пред лицом религий", - как несколько лет назад Сальвадор Дали предался религиозным, можно даже сказать, мистическим занятиям, в жизни его произошли важные, разительные изменения, Свидетельством тому не только его чтения, но и
встречи его с самыми эрудированными прелатами Испании. Святой Иоанн на Кресте, Святая Тереза Авильская, Игнатий Лойола: великие мистические писания, труднейшие теологические проблемы неизменно составляли основу забот и размышлений творца из Кадакеса.
Эмилио Пигнау и Исидор Беа, работавшие с Дали, вспоминали, что в их присутствии мастер держался естественно, был корректен, любезен, обоятелен, никогда не повышал голоса, но как только появлялись журналисты или клиенты, начиналось "представление": Дали распрямлял плечи, принимал королевские позы, вытаращивал глаза, усы устремлялись к небу, словно антенны.
- Моя неповторимая индивидуальность, - писал художник в "Дневнике", - заставит их в один прекрасный день заинтересоваться моими произведениями. А ведь это куда лучше, чем пытаться прощупать личность художника по его творчеству.
Такие свидетельства наталкивают автора этой статьи на мысль, что существовало, по меньшей мере, два Дали. И именно Дали парадный, предназначенный для журналистов и публики, писал "Дневник одного гения" и другие книги. Поэтому в "Дневнике" так мало о внутреннем и так много о внешнем, так мало о духе автора и так много о его теле, так мало шепота и так много истерического крика. Поэтому те ничтожные свидетельства о вере Дали в его книгах так ценны и имеют право считаться истиной.
Кто же был камерный Сальвадор Фелипе Хасинто Дали Доменек? Узнаем ли когда нибудь?