Распад СССР: причины и выводы
Падением СССР закончилась холодная война. Естественно, что победители в этой войне поспешили записать крах своего противника себе в заслугу, но для нас гораздо важнее произвести анализ не внешних, а внутренних причин этого события. Внешнее давление, безусловно, было, большое значение имело активная и высокопрофессиональная работа чужих разведок. Однако решающим всегда является то, что происходит внутри. Система не могла бы распасться так быстро и безболезненно, если отсутствовали бы внутренние предпосылки к этому. Приходится признать, что распад СССР был закономерен и неизбежен.
Здесь следует различать два события: 1) гибель государства СССР как союза социалистическихреспублик; 2) собственно распад единого государственного образования и появление независимых государств на территории бывшего СССР.
Второе обусловлено первым. Пока государство декларировало социализм как свой идеологический базис, было возможно объединять довольно разнородные элементы. Отстающие в хозяйственном и социальном отношении азиатские республики подтягивались, подстраиваясь под озвученные социалистические идеалы, а тяготеющие к Западу прибалтийские республики сдерживались в этом стремлении, что опять-таки оправдывалось социалистической идеологией. Как только социализм был демонтирован, платформы для реализации геополитического единства не осталось. Азиатские республики во многом вернулись к традиционному для них укладу. Прибалтика встроилась в Европу. Славянские республики, сохранившие менталитет, выработанный Православием, оказались в поисках собственного пути, в котором был бы реализован опыт общинности и соборности. Единую геополитическую структуру разорвало.
Падение социалистической государственности в СССР также было предопределено. Оно обусловлено диалектикой психологии советского человека. Пока государство переживало объективные трудности, люди считали, что решение общественных задач имеет больший приоритет, чем решение их частных проблем. Социалистический характер государства позволял решать общественные задачи достаточно эффективно, и существование СССР казалось оправданным. Как только основные трудности были преодолены, на передний план вышла частная жизнь человека.
Эта установка была заложена в изначальном посыле социалистической идеологии. Социализм должен был обеспечить простому человеку хорошую жизнь. Соответственно, главным критерием, по которому оценивалось качество государственного устройства, оказался уровень жизни отдельного человека. Пока объективные сложности позволяли относить эту хорошую жизнь в достаточно отдалённое будущее, СССР был крепок, а социализм привлекателен. Когда же настало время исполнить обещанное, оказалось, что капиталистическая система более пригодна для реализации концепции жизненного успеха. Получив базовый фон общественных благ вполне приемлемого качества, и решив, что так оно и должно быть, человек захотел большего. Установки социализма, привязывающего человека к своему общественному окружению, стали восприниматься как помеха, а капитализм, поощряющий предприимчивость и инициативу, показался более привлекательным. Встроить поощрение предпринимательства в социализм не получилось, да и не могло получиться, поскольку необходимый для этого индивидуализм противоречил установке на значимость общественных ценностей. В итоге население предпочло возможность индивидуального благополучия общему, но меньшему в личном измерении, благу.
Таким образом, падение СССР как социалистического государства было следствием внутреннего противоречия идеологии социализма, в которой конечной целью было объявлено достижение личного благополучия, а реально приоритет отдавался общежитийным ценностям. Социализм пытался дать людям веру, но предмет этой веры был чисто земным.
Сегодня социалистически идеи снова выглядят привлекательными, поскольку то, что давал людям социализм, утрачено. Общество видит, насколько опасным оказывается безусловный приоритет личного успеха перед общественным. Общественное благополучие снова вытеснено в туманное будущее, в которое хочется верить.
Но, чтобы опять не наступить на уже известные грабли, мы должны чётко понимать, что вера, которую порождает социалистическая идеология, бесплодна. Она питается только слабостью социализма и вырождается в обывательский прагматизм, как только социализм набирает силу. Та вера, которая не обманет, должна восходить к истинному источнику, каким является Писание и Предание. Поэтому преимущества социализма могут быть реальными преимуществами только в сочетании с христианством.
И если мы усвоим этот урок, то можно будет считать, что и такая трагедия, как распад СССР, была не напрасной.