Художник Владимир Куприянов: воспоминания друзей и современников
Владимир Куприянов родился в Москве в 1954 году, в 1976 окончил Институт культуры по специальности «театральный режиссер», в 1984–1994 годах был доцентом Московского полиграфического института.
Художественные проекты Куприянова, среди которых - «Памяти Пушкина», «Летняя прогулка», «Не отвержи мене от лица твоего...», «Родионовы», «Среднерусский ландшафт», «Юлия», известны по всему миру. Более 40 персональных выставок художника прошли в Европе почти повсеместно, в том числе – в Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Испании, Австрии, Польше. Его работы хранятся в музее Амстердама Stedelijk Museum, в San Francisco Museum of Modern Art в Сан-Франциско, в берлинской галерее Galerie Wewerka & Weiss, в Государственном центре современного искусства и Мультимедиа Арт музее в Москве и других собраниях. Последние годы жизни Владимир Куприянов преподавал в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко, где руководил мастерской «Проектная фотография».
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ
Не могу сказать, что с Владимиром Куприяновым был знаком сколько-то близко. Наши жизненные пересечения произошли в связи с проводившейся в июне 2010 года в актовом зале при храме святой мученицы Татианы выставки современных художников «Двоесловие/Диалог», одним из неформальных организаторов которой и, главное, деятельным участником был новопреставленный раб Божий Владимир. Собственно, как раз при подготовке выставки я впервые познакомился с работами этого художника и могу сказать, что наряду с работами Татьяны Баданиной концептуальные фотографии Куприянова – фрески, облупившиеся, почти убитые временем и человеческим небрежением лики святых, которые смотрят на нас, и проступающие сквозь мерзость запустения на стенах храмов пути нашей родины в XX столетии - было самым значительным, светлым и уж точно самым несомненным на этой выставке.
Само общение с Владимиром дало возможность познакомиться с ним как с человеком искренней веры. Не знаю, какова была его степень воцерковленности, но, несомненно, мы говорили с ним как один православный человек с другим православным человеком. Между нами не было каких-то мировоззренческих пропастей, которые нужно бы было преодолевать.
Все время, связанное с общением вокруг этой выставки, с круглым столом, который проходил у нас в храме и в котором Владимир принимал активное участие, дали возможность увидеть этого художника как человека, цельного в своем мировоззрении, умеющего отстаивать свою точку зрения, и одновременно узнать о нем как о хорошем преподавателе, который любит свою Родину и студентов, которых учил на протяжении многих лет.
Знавшие его дольше и рассказать смогут больше.
Верю и молюсь том, чтобы Господь принял душу раба Божия Владимира в селениих праведных.
Художник Анна Шильникова
Володя был человеком чрезвычайно творчески активным и очень тонким. Он жил искусством, все пропускал через себя и был очень ответственным человеком. Свои работы долго продумывал, долго над ними работал и чрезвычайно щепетильно относился ко всем нюансам, в том числе - и к тому, где их выставлять, как сделать экспозицию, как лучше ее организовать.
Вообще он очень интересовался и современным искусством, и великолепно знал искусство вообще. Был большой и тонкий знаток классической музыки, очень ее любил. У него было огромное количество – даже затрудняюсь сказать, сколько - пластинок и записей, в том числе – по нескольку исполнений одной оперы, и все их он знал. Даже в больнице после операции, когда он лежал, уже умирая, ему на компьютере ставили оперы, и он целыми днями их слушал.
Нельзя сказать, что он ушел несвоевременно… Но очень жаль, что он ушел именно когда находился в периоде творческого расцвета. Его выставки устраивались по всему миру, он участвовал в аукционах «Сотбис», должна была пройти большая его выставка в Америке и еще одна – в Италии…
Его очень уважали, ценили, неслучайно его смерть вызвала такой резонанс. Конечно, очень много народа будет его провожать. И очень многие считают, что потеряли творчески действительно очень ценного человека, очень настоящего человека в искусстве, нерядового человека.
Он был православным человеком, прихожанином отца Димитрия Смирнова. И хочется отметить, что именно он начал в селе около города Мышкина восстанавливать храм с уникальными фресками и искать средства на реставрацию этих фресок.
Художник Татьяна Баданина
Как всегда, смерть кажется несвоевременной, вызывает чувство несправедливости. Понимаешь, что ты не успел сказать дорогому Володе важных слов поддержки, любви, восхищения, поучаствовать в его важной работе с молодыми художниками во время летней практики в монастыре, когда он это предлагал.
Уходят лучшие... Но не будем печалиться, как язычники. Володя посеял в сердцах многих знавших его Любовь. Его нельзя было не любить — искреннего, светлого, красивого, доброго человека. Умный, талантливый и ответственный художник христианской, православной культуры.
Вспоминаю сегодня, как Володя пригласил нас в мастерскую – показать очень важную для него работу «Среднерусская античность. Страшный суд». В этом его проекте, где он зафиксировал фреску разрушенного храма, большая часть которой безнадежно потеряна, было столько его душевной боли, любви и веры!
Володя оставил для нас пример деятельной любви – он очень много успел сделать: восстанавливал храм, делал выставки не только в галереях, но и в храмах и монастырях, воспитывал молодых художников. Сейчас понимаешь, что вся его деятельность Художника и Человека, соединяет прошлое с будущим и уходит в вечность. Вечная память и Царство Небесное!
Художник Гор Чахал
Когда в 2009-м году мы начали собирать материал для выставки «Двоесловие/Диалог», которая потом прошла в Татианинском храме при МГУ, то первым художником, к которому я обратился с предложением участвовать в ней, был Владимир Куприянов. Проект «Среднерусская античность. Страшный Суд», показанный им в московской галерее WAM в 2004-м году, явился для меня безупречной выставкой современного, вернее, настоящего христианского искусства, одной из лучших из прошедших в нулевые. И хотя в последние годы Володя почти перестал выставляться у нас, не ощущая в жизни московской художественной среды какого-то конструктивного развития (мы ещё, помню, спорили по этому поводу постоянно), тут он как-то вдруг, знаете, ожил. С энтузиазмом участвовал в круглых столах, посвящённых диалогу Церкви и современного искусства, делился опытом культурного строительства в российской провинции, чему он уделял много времени с конца 90-х, видя именно в этом какие-то перспективы развития в нашем искусстве.
Вскоре после Татианинской выставки он сделал персональную в храме Живоначальной Троицы при МГОУ, которая, в отличие от «Двоесловия», к сожалению, не вызвала в обществе никакого резонанса. Теперь-то, наверное, о ней заговорят. Как водится, что имеем - не храним, потерявши - плачем. Обыденная наша трагедия, тема, которой Владимир Куприянов, один из лучших российских художников постсоветской эпохи, посвятил, в сущности, всё своё творчество. А мы собирались сделать совместный проект следующей весной… Что ж, Господу видней.
Царствие Небесное тебе, мой дорогой!
Отпевание Владимира Куприянова состоится в четверг, 29 декабря, в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе (Нижняя Красносельская, 12) в 11.00.