Владимир Хотиненко. Кинообразование. Мастер-класс 01

116 лет назад состоялся первый киносеанс братьев Люмьер. В день рождения мирового кинематографа режиссер Владимир Хотиненко представил книгу «Владимир Хотиненко. Кинообразование. Мастер-класс 01» в Библиотеке киноискусства имени С.М. Эйзенштейна. «Ни разу в жизни я не присутствовал на таком явлении, как презентация книги. Это моя первая книга!», - признался кинорежиссер.
На презентацииНа презентации


«Владимир Хотиненко. Кинообразование. Мастер-класс 01» - книга о мастерстве режиссера. Можно подумать, что она интересна только поклонникам Хотиненко или тем, кто занимается кино профессионально, но это не так. В книге (которая представляет собой расшифровку мастер-классов Хотиненко и его ответов на вопросы из зала) можно найти очень много полезного и любопытного. Это книга не просто о кинематографе и режиссуре, но о жизненном опыте человека, который передается именно через разговор о кино.

На презентацию мы ходили с подругой, которая учится на дизайнера в Италии. Пролистав несколько страниц книги, она с удивлением сказала, что то, что говорит Хотиненко о кино и об обучении киноискусству, те принципы, о которых он рассказывает, очень даже можно применять и к другим областям творческой деятельности. Так что книга может быть полезна людям самых разных профессий, да и вообще самым разным людям.

Конечно, главная ее тема – кино. И одно из очень полезных в плане кино дополнений – список из 32-х упражнений по изучению основ киноязыка, разработанных Владимиром Хотиненко и его помощником: «Раскадровка», «Деталь», «Бездиалоговый фильм», «Саспенс», Музыкальный клип», «Фотофильм» и так далее.

Именно ради этой системы в мастерскую Владимира Хотиненко (заведующего кафедрой режиссуры игрового кино ВГИКа) всегда хотят попасть множество студентов.

Сам Хотиненко говорит, что курс типа «бла-бла-бла» (иными словами, когда режиссер просто рассказывает о своем опыте) его не очень устраивает, а вот «игра в пинг-понг» (то есть когда он постоянно дает студентам задания, а потом смотрит и обсуждает отснятое) – это как раз то, что нужно и что ему самому интересно. «Я от студентов получаю ничуть не меньше, чем им даю», - признается режиссер. – «Это потрясающе. Такая радость!».

Рассказывает об одном из последних заданий – снять на мобильный телефон (а значит,  обойтись без монтажа) признание в любви. «На полтора часа фильм из этого получился, представляете?» - восторженно восклицает Хотиненко. Эти фильмы (которые нам очень захотелось посмотреть и которые, к слову, будут показаны на экзамене у Хотиненко в ВГИКе 18-го января с 11.00, и посмотреть их можно, надо только пробраться во ВГИК) – иллюстрация того, что происходит с кино сегодня.

Раньше,  говорит Хотиненко, художники творили на площадях. Изобразительное искусство было доступно всем. Теперь то же происходит с кино: любой человек может снять фильм на мобильный телефон. Вопрос в том, каков талант того, кто будет снимать.   

Техника доступна (Хотиненко демонстрирует мобильник), важно – что здесь (показывает на голову).

Тем не менее, в России существует около 50 киношкол, говорит сам Хотиненко. И тут же добавляет, что в мире кино очень много самоучек.

Вспоминает встречу с южнокорейским режиссером Ким Ки Дуком на международном кинофестивале «Евразия». Ким Ки Дук – не профессиональный режиссер, и в разговоре с Хотиненко сказал фразу, которую тот специально записал для своих студентов из ВГИКа: «Я всегда был человеком труда».

На самом деле, что важно, чтобы стать хорошим режиссером – понять сложно. Научиться можно многому. А если есть талант, то его никак не зароешь, он все равно найдет возможность проявиться в жизни.

Сам Хотиненко по образованию архитектор, и «Высшие курсы сценаристов и режиссеров» закончил уже спустя время после получения архитекторского диплома. О себе говорит так: «Архитектурное образование я получил классическое, а режиссером стал».

Из зала спрашивают, часто ли приемная комиссия ошибается при отборе студентов. Конечно, ошибаются, честно отвечает Хотиненко. Но, как правило, большинство тех, кто поступил, способны освоить, и действительно осваивают кинопрофессии. Какого-то универсального секрета нет. Есть талант, труд, удача.

Спрашивают, как пройти кастинг у Хотиненко. Режиссер рассказывает, что к нему и его ассистентам  часто подходят на улицах, отдают фотографии с номерами телефонов, так что из этих снимков скопился уже целый альбом. Сейчас у Хотиненко есть круг актеров, с которыми он работает, а вообще, отбирая актеров, он старается смотреть на лицо человека («Смотреть на лицо» - один из важных для Хотиненко моментов. То же он говорит и отвечая на вопрос о том, как режиссеру ладить с продюсерами: «Конечно, надо искать компромиссы. Но, знакомясь, Вы же видите лицо человека, понимаете, с кем имеете дело»). На кастинге стихи читать он обычно не заставляет, играть – тоже. Чаще всего просто беседует («Я вообще очень поговорить люблю», - раскрывает секрет Хотиненко), а сам разговор фотографируют или снимают на кинокамеру.  

Из зала режиссеру задают вопросы о киноиндустрии, о том, почему отечественный кинематограф потерял свое лицо и что теперь делать с тем, что раньше у нас были очень сильные актеры, а теперь таких нет…  

Говоря о «кино на уровне телефона», режиссер рассказывает, что не так давно по заказу одного из благотворительных фондов вместе со студентами снял 5-минутный фильм, который был продан за 60 тысяч евро. «Вот говорят – какая польза от кино? А в этом случае она очень реальная: деньги пошли на лечение детям», - объясняет Хотиненко.

Он говорит очень по-доброму, просто, живо и увлекательно. Ему самому безумно интересно все, о чем он рассказывает, и особенно – то, что касается работы со студентами. Он прерывает рассказ о проданном фильме, оглядывается и быстро спрашивает: «Есть экран? Проектор? А давайте я вам сейчас этот фильм покажу?».  Несколько минут – и мы все, в том числе сам Хотиненко, смотрим 5-минутный фильм «Кузнечик».

Отвечая на один из вопросов, режиссер говорит о том, что в свое время его потряс фильм «Андалузский пес», и какие-то элементы сюрреализма действительно присутствуют в снятых им фильмах. Свиная голова в «Мусульманине», единорог в «1612» и так далее – это для него «25-й кадр, явный, зримый, который определяет отношение к миру».

В заключение режиссер рассказывает несколько эпизодов из собственной режиссерской работы и заканчивает пожеланием к Новому году и Рождеству:

«Я Вам желаю счастья, здоровья, удачи – без нее как-то не получается. Нужна она. Вот нужно какое-то везение в этой жизни, хоть чуть-чуть. И главное – я Вам желаю любви в разных-разных ее проявлениях. Все остальное приложится. Если б мы умели любить, то мир вообще бы изменился. С наступающим Новым годом!».  

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале