Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 12 января
1907 г. – родился выдающийся советский конструктор ракет и космических кораблей С.П.Королев (умер 14 января 1966 г.)
Сергей Павлович Королев родился в Житомире в семье учителя гимназии. Когда Сереже было два года, родители разошлись и мальчика отвезли в город Нежин к родителям матери. Здесь он жил среди взрослых, все время проводил дома, не знал детских игр, не имел друзей сверстников. Как он сам говорил впоследствии: «Детства у меня не было ».
Начальное образование Сережа получил дома. В 1916 г. он вместе с матерью и отчимом переехал в Одессу, где и окончил начальную школу. Время обучения в школе совпало с годами революции, которые безусловно наложили отпечаток на взгляды и устремления молодого С.П.Королева.
В 1921 г. недалеко от дома Королевых расположился авиационный отряд. Сережа Королев стал бывать в отряде, помогал механикам, читал книги об устройстве и принципах полета самолетов. Иногда летчики брали его в полет. Постепенно у него сложилось твердое убеждение: «Я буду строить самолеты, и летать на них».В 1923 г. Королев стал активным членом кружка планеристов. Здесь он спроектировал первый свой планер.
В 1923-24 г.г. С.П.Королев учился в Одесской строительно-профессиональной школе и получил специальность кровельщика. В 1924 г. он поступил в Киевский политехнический институт, а в 1926 перевелся в Москву в Высшее техническое училище им. Баумана на отделение аэромеханики, которое окончил в 1930 г.
Обучение в ВУЗе Королев совмещал с занятиями планеризмом. К 1930 г. он был известным в стране планеристом, участвовал во всех всесоюзных соревнованиях. В частности, на его планере «Красная звезда» впервые в истории безмоторного полета была выполнена фигура высшего пилотажа «Петля Нестерова».
В начале 30-х годов прошлого века у нас в стране, наряду с бурным развитием авиации, начались систематические исследования ракет на различных видах топлива, предназначенных для различных целей.В это время только что окончивший ВУЗ молодой инженер С.П.Королев познакомился с идеями К.Э.Циолковского о космонавтике и реактивном движении. Он был поражен смелостью этих идей, их новизной и грандиозностью. Королев внутренне почувствовал, что эти в то время фантастические идеи могут быть осуществлены. Он понимал, что для этого потребуются колоссальные усилия, но его деятельная натура не смущалась этим. Королев погрузился в изучение всех известных данных о реактивном полете. С этого времени ракеты и все с ними связанное прочно вошли в жизнь Сергея Павловича.
В 1931 г. усилиями С.П.Королева была создана лаборатория для исследования реактивного движения с помощью ракет, использующих жидкое топливо. Изобретательность, энтузиазм и настойчивость Сергея Павловича и его товарищей-сотрудников привели к тому, что к 1933-34 г.г. были разработаны, созданы и испытаны первые ракеты, которые доказали правильность и перспективность избранного пути. Для ускорения работ в данном направлении в 1933 г. был создан Ракетный научно-исследовательский институт, заместителем директора которого стал С.П.Королев.
Началась эра бурного развития ракетостроения и исследования реактивного движения. С.П.Королев был лидером этого направления. Несмотря на огромную занятость в Институте, в лаборатории, на полигоне, Королев находил время для популяризации нового направления в науке и технике: он выступал с лекциями, писал статьи в популярных журналах, сделал основополагающий доклад на Первой Конференции по изучению стратосферы (1934 г.), написал первую в нашей стране научную книгу «Ракетный полет в стратосфере» (1934 г.). Он стремился увлечь читателей и слушателей захватывающей перспективой этого направления, привлечь к нему талантливую молодежь. В 1934 г. Королев говорил: «Работа над реактивными летательными аппаратами трудна, но необычайно интересна и многообещающа. Трудности, в конечном счете, несомненно преодолимы, хотя, быть может, и с несколько большим трудом, чем это кажется на первый взгляд».
Война прервала эти работы. В годы войны С.П.Королев работал в конструкторском бюро А.Н.Туполева, разрабатывая реактивные ускорители для самолетов, увеличивающие скорость машин в решающие моменты боя.
К концу Второй мировой войны в США была разработана первая в мире атомная бомба, которая была испытана в Японии. Наряду с этим США создали систему военных баз вблизи границ СССР. Кроме того, в США стали усиленно развиваться работы по созданию боевых ракет, возглавил эти работы вывезенный из Германии конструктор Вернер фон Браун, создатель немецких ракет ФАУ-2. Все эти обстоятельства давали западным странам перевес в их противостоянии СССР.
Возникшая политическая обстановка в мире потребовала от СССР мобилизации усилий по созданию нового оружия и средств его доставки к территории потенциального врага.
Решая эту проблему, Советское правительство уже в 1945 г. поставило перед нашими учеными и инженерами задачу создания ракет, способных доставлять ядерный заряд на расстояния порядка десятков тысяч километров. Предстояло разработать совершенно новое техническое устройство – управляемую ракету большой мощности. Было ясно, что такая работа не под силу одному конструкторскому бюро (КБ). Поэтому была организована колоссальная кооперация КБ., заводов, научных институтов, во главе которой был поставлен С.П.Королев, идейно направлявший деятельность этого огромного коллектива. Усилия советских ученых и конструкторов завершились успехом – в августе 1957 г. весь мир узнал о создании и испытании межконтинентальной многоступенчатой баллистической ракеты. Советский Союз занял лидирующее положение в мире в области ракетостроения.
Одновременно под руководством И.В.Курчатова было создано советское ядерное оружие. Этим был установлен паритет в области вооружений между СССР и США, находившихся в состоянии «холодной войны», и в этом была огромная заслуга С.П.Королева.
Создавая боевые ракеты, С.П.Королев всегда думал о научных исследованиях околоземного пространства и космических полетах человека. Уже в начале 50-х годов Королев параллельно с разработкой боевых ракет конструировал «академические» ракеты, которые использовались в научных целях для исследования околоземного пространства. На ракетах этой же серии, начиная с 1950 г., исследовалось влияние перегрузок и невесомости на организм животных.
Сразу же после создания межконтинентальной ракеты в октябре 1957 г. с ее помощью в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Затем последовали одна за другой триумфальные победы советской науки и техники в освоении космического пространства: исследования Луны, первые полеты человека в космос, запуск научных станций к Венере и Марсу, запуск спутников связи. Все они связаны с именем С.П.Королева.
Яркая жизнь Сергея Павловича Королева трагически оборвалась 14 января 1966 г. на операционном столе. «С именем С.П.Королева навсегда будет связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времен – открытие эры освоения человечеством космического пространства» (М.В.Келдыш, Президент Академии Наук СССР).
Начальное образование Сережа получил дома. В 1916 г. он вместе с матерью и отчимом переехал в Одессу, где и окончил начальную школу. Время обучения в школе совпало с годами революции, которые безусловно наложили отпечаток на взгляды и устремления молодого С.П.Королева.
В 1921 г. недалеко от дома Королевых расположился авиационный отряд. Сережа Королев стал бывать в отряде, помогал механикам, читал книги об устройстве и принципах полета самолетов. Иногда летчики брали его в полет. Постепенно у него сложилось твердое убеждение: «Я буду строить самолеты, и летать на них».В 1923 г. Королев стал активным членом кружка планеристов. Здесь он спроектировал первый свой планер.
В 1923-24 г.г. С.П.Королев учился в Одесской строительно-профессиональной школе и получил специальность кровельщика. В 1924 г. он поступил в Киевский политехнический институт, а в 1926 перевелся в Москву в Высшее техническое училище им. Баумана на отделение аэромеханики, которое окончил в 1930 г.
Обучение в ВУЗе Королев совмещал с занятиями планеризмом. К 1930 г. он был известным в стране планеристом, участвовал во всех всесоюзных соревнованиях. В частности, на его планере «Красная звезда» впервые в истории безмоторного полета была выполнена фигура высшего пилотажа «Петля Нестерова».
В начале 30-х годов прошлого века у нас в стране, наряду с бурным развитием авиации, начались систематические исследования ракет на различных видах топлива, предназначенных для различных целей.В это время только что окончивший ВУЗ молодой инженер С.П.Королев познакомился с идеями К.Э.Циолковского о космонавтике и реактивном движении. Он был поражен смелостью этих идей, их новизной и грандиозностью. Королев внутренне почувствовал, что эти в то время фантастические идеи могут быть осуществлены. Он понимал, что для этого потребуются колоссальные усилия, но его деятельная натура не смущалась этим. Королев погрузился в изучение всех известных данных о реактивном полете. С этого времени ракеты и все с ними связанное прочно вошли в жизнь Сергея Павловича.
В 1931 г. усилиями С.П.Королева была создана лаборатория для исследования реактивного движения с помощью ракет, использующих жидкое топливо. Изобретательность, энтузиазм и настойчивость Сергея Павловича и его товарищей-сотрудников привели к тому, что к 1933-34 г.г. были разработаны, созданы и испытаны первые ракеты, которые доказали правильность и перспективность избранного пути. Для ускорения работ в данном направлении в 1933 г. был создан Ракетный научно-исследовательский институт, заместителем директора которого стал С.П.Королев.
Началась эра бурного развития ракетостроения и исследования реактивного движения. С.П.Королев был лидером этого направления. Несмотря на огромную занятость в Институте, в лаборатории, на полигоне, Королев находил время для популяризации нового направления в науке и технике: он выступал с лекциями, писал статьи в популярных журналах, сделал основополагающий доклад на Первой Конференции по изучению стратосферы (1934 г.), написал первую в нашей стране научную книгу «Ракетный полет в стратосфере» (1934 г.). Он стремился увлечь читателей и слушателей захватывающей перспективой этого направления, привлечь к нему талантливую молодежь. В 1934 г. Королев говорил: «Работа над реактивными летательными аппаратами трудна, но необычайно интересна и многообещающа. Трудности, в конечном счете, несомненно преодолимы, хотя, быть может, и с несколько большим трудом, чем это кажется на первый взгляд».
Война прервала эти работы. В годы войны С.П.Королев работал в конструкторском бюро А.Н.Туполева, разрабатывая реактивные ускорители для самолетов, увеличивающие скорость машин в решающие моменты боя.
К концу Второй мировой войны в США была разработана первая в мире атомная бомба, которая была испытана в Японии. Наряду с этим США создали систему военных баз вблизи границ СССР. Кроме того, в США стали усиленно развиваться работы по созданию боевых ракет, возглавил эти работы вывезенный из Германии конструктор Вернер фон Браун, создатель немецких ракет ФАУ-2. Все эти обстоятельства давали западным странам перевес в их противостоянии СССР.
Возникшая политическая обстановка в мире потребовала от СССР мобилизации усилий по созданию нового оружия и средств его доставки к территории потенциального врага.
Решая эту проблему, Советское правительство уже в 1945 г. поставило перед нашими учеными и инженерами задачу создания ракет, способных доставлять ядерный заряд на расстояния порядка десятков тысяч километров. Предстояло разработать совершенно новое техническое устройство – управляемую ракету большой мощности. Было ясно, что такая работа не под силу одному конструкторскому бюро (КБ). Поэтому была организована колоссальная кооперация КБ., заводов, научных институтов, во главе которой был поставлен С.П.Королев, идейно направлявший деятельность этого огромного коллектива. Усилия советских ученых и конструкторов завершились успехом – в августе 1957 г. весь мир узнал о создании и испытании межконтинентальной многоступенчатой баллистической ракеты. Советский Союз занял лидирующее положение в мире в области ракетостроения.
Одновременно под руководством И.В.Курчатова было создано советское ядерное оружие. Этим был установлен паритет в области вооружений между СССР и США, находившихся в состоянии «холодной войны», и в этом была огромная заслуга С.П.Королева.
Создавая боевые ракеты, С.П.Королев всегда думал о научных исследованиях околоземного пространства и космических полетах человека. Уже в начале 50-х годов Королев параллельно с разработкой боевых ракет конструировал «академические» ракеты, которые использовались в научных целях для исследования околоземного пространства. На ракетах этой же серии, начиная с 1950 г., исследовалось влияние перегрузок и невесомости на организм животных.
Сразу же после создания межконтинентальной ракеты в октябре 1957 г. с ее помощью в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Затем последовали одна за другой триумфальные победы советской науки и техники в освоении космического пространства: исследования Луны, первые полеты человека в космос, запуск научных станций к Венере и Марсу, запуск спутников связи. Все они связаны с именем С.П.Королева.
Яркая жизнь Сергея Павловича Королева трагически оборвалась 14 января 1966 г. на операционном столе. «С именем С.П.Королева навсегда будет связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времен – открытие эры освоения человечеством космического пространства» (М.В.Келдыш, Президент Академии Наук СССР).
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале