Нравственность или законность?
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все
(Мф. 5:18)
Безусловно, не будет большим преувеличением сказать, что наши гуманитарные науки и культура находятся в кризисном состоянии – наверное, можно даже говорить о кризисе, причем - нравственном, нашего общества в целом. Лучшие представители российского общества неоднократно обращали на это внимание, поднимали и поднимают вопрос о необходимости предпринимать шаги для преодоления этого положения. Более того, представители Русской Православной Церкви подчеркивали, что даже глубинная причина нынешнего современного экономического кризиса, по их мнению, кроется не только и не столько в материальной сфере, но в сердцах людей, в их мировоззрении и фундаментальных жизненных ориентирах.
Естественно задаваться вопросами: «Какие меры по поддержке и развитию социально-гуманитарной сферы жизни общества, поддержки гуманитарных наук и гуманитарного образования сегодня необходимо предпринимать? Что необходимо сделать для выхода общества из того нравственного кризиса, в котором оно находится?»
С одной стороны, есть почти очевидные и простые ответы. Они заключаются в том, что во многом рычаги воздействия на ситуацию находятся в руках государства, в том числе, его финансовых институтов, позволяющих материально поддерживать те или иные культурно-социальные проекты, например, через различные фонды и гранты: такие, как Российский фонд фундаментальных исследований или Российский гуманитарный научный фонд, другие подобные организации. Очевидна необходимость консолидации усилий государственных институтов, гуманитарных наук для преодоления нравственного кризиса общества.
Но также совершенно очевидно, что одних только этих усилий совершенно не достаточно. Без консолидации самого общества, его общественных и религиозных институтов, одними финансовыми вливаниями в культуру или социальную сферу эту проблему не решить. Здесь очень важны конкретные дела, предпринимаемые именно общественными и религиозными институтами в отношении преодоления нравственного кризиса. Трудно не согласиться со словами, высказанными представителями Православной Церкви, что «никакие трансформации социальных структур и правил поведения не способны уврачевать такое положение. Церковь постоянно указывает, что борьба с грехом возможна только в соработничестве Бога и человека». В этом смысле введение основ православной и светской этики в школах страны представляется шагом в правильном направлении.
Конечно, есть и третья, и четвертая составляющие этой проблемы. Точно так же, как усиление финансирования культурно-социальных программ автоматически проблему нравственного излечения общества не решает, не решит его автоматически и просветительско-гуманитарная деятельность в школе. Тут многое зависит от состояния самого общества, состояния его гражданских свобод, соблюдения всеми членами общества правовых и конституционных норм, а это уже во многом обуславливается тем, что называется правовой культурой общества. Другими словами, решение этой проблемы зависит от правовой культуры рядовых и нерядовых его граждан. Тут прямо можно сказать, что как раз с правовой культурой дела у нас, в России, обстоят далеко не безоблачно. И при этом мало что делается для исправления сложившейся ситуации. В обществе в целом, в том числе, и в эшелонах власти не очень ясно осознается и понимается наличие такой проблемы, как, условно говоря, низкая правовая культура граждан.
Что же можно сделать для исправления ситуации в этой области? Однозначных и простых ответов, как и вообще легких ответов на любую серьезную проблему, не существует. Но, как известно, правильная постановка вопроса часто является уже половиной ответа на него. Широкое обсуждение такой проблемы, думаю, было бы само по себе полезным. Другими словами, для начала общество должно ясно осознать наличие и серьезность проблемы, прежде чем искать пути ее решения.
Но второй не менее важный аспект, связанный с проблемой правовой культуры общества, точнее – с низкой правовой культурой, заключается в том, что ни в коем случае не следует противопоставлять нравственность и правовую культуру. А соблазн такого противопоставления, безусловно, возникает. Поэтому следует сразу и однозначно сказать: не может быть нравственным общество, где не соблюдаются законы, и не может быть правового общества, правового государства в безнравственном обществе. Нельзя проповедями о нравственности излечить нравственно больное общество, в котором люди элементарно не уважают законы и не имеют привычки их исполнять. Нельзя научить людей уважать законы своей страны и исполнять их, если такие понятия как «мораль» и «нравственность» в обществе являются лишь пустыми звуками.